Пятница, 21.09.2018, 21:22
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ

Совершенствование педагогической деятельности в условиях компетентностного образования
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
   Динамичность внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, тенденции развития образовательного учреждения и в целом профессонального образования, меняют взгляд на систему квалификационных характеристик и компетентностей педагогов, ведут к переосмыслению их потенциальных возможностей в условиях компетентностного образования.
   Общеизвестно, что педагогу в реальности приходится работать в сложных социальных условиях: расслоение студентов по уровням обеспеченности и уровням образованности, многообразие в обществе стилей и форм жизнедеятельности, нарастание межнациональных, межвозрастных напряжений, возрастание влияния средств массовой информации на формирование сознания молодежи. В таких сложных условиях одной из важных задач педагога становится поддержка студента в обучении, построении его индивидуального стиля деятельности, «творении субъективного мира» обучаемого [1,С.14].
   Однако любая педагогическая теория, оставляющая за скобками субъективную реальность, дающая лишь инструкции по выполнению действий, обречена на невыполнимость, за исключением, может быть, тех случаев, когда речь идет о простейших видах предметнознаниевого и операционного опыта. Невозможность воспроизвести педагогическую систему лишь по логическому описанию объясняется тем, что она включает не только технологию, но и саму личность педагога, выступает в конечном счете, как своеобразная «материализация» субъективной сущности педагогической деятельности. Проектирование системы работы педагога выступает согласно этой позиции как самопроектирование деятельности, где в основе педагогической системы работы лежит индивидуальное представление о логике личностного развития обучаемого.
   Такая целостность педагогической деятельности, несводимость мысли педагога к предметно-функциональному аспекту обусловлена, тем, что сама педагогическая реальность предназначена для воспроизведения целостной сущности человека, и педагог призван помочь студенту овладеть целостным человеческим опытом, несводимым лишь к опыту выполнения предметных действий. [2]. Для педагога важно то, что в социально-педагогическом понимании становление и профессионального развитие личности студента представляет собой многоэтапный процесс вовлечения его в социум и культуру, то есть в социально-культурные институты, среду, различные виды деятельности, способствующие социализации и индивидуализации личности [5].
   Достижение нового качества работы педагогов, обозначаемого понятием «профессиональная компетентность», обеспечивается усвоением ориентировочной основы профессионально-педагогической деятельности:
– ориентацией на компетентностный подход в образовании;
– проектированием содержания образования на основе соотнесения образовательного стандарта и реальной ситуации развития обучаемых;
– проектированием и реализацией высокоэффективных педагогических технологий;
– реализацией различных моделей усвоения социокультурного опыта;
– постановкой студентов в позицию субъектов образовательного процесса с ориентацией на наиболее полное проявления субъективности с учетом возрастной и социальной ситуации развития;
– организацией рефлексии собственного опыта обучаемых [6].
   Условия, организуемые педагогом для развития студента, обеспечиваются наличием в них смысловых и ценностных конструктов, субъективно воспринимаемых личностью в качестве значимых. Подобные образы как объекты идентификации должны содержать различные уровни понимания: национально-культурный, социально-ролевой, общечеловеческий. Обучаемому следует почувствовать ситуацию, обрести смыслы, пережить «реальность», дать оценку своим достижениям [3, С.22].
   В этом контексте целесообразно использовать технологии педагогической поддержки, наполнения образовательного процесса культурными и мировоззренческими смыслами, технологии эффективной межличностной коммуникации, методов самоактуализации, конвенциональной коммуникации, имитационного моделирования. Специфика компетентностного уровня педагога, компетентность преподавателя проявляется в целом ряде характеристик его деятельности: в собственном целостном видении преподаваемого предмета, его целей, структуры, задач, содержания, умений ставить диагностически заданную цель с учетом уровня личностного развития обучающихся, их потребностей, жизненных интересов.
   Признаками компетенции являются также ориентация на индивидуальные качества студентов, умение подбирать материал в соответствии с возможностями каждого студента; нахождение эффективных средств педагогического взаимодействия, способствующих личностному развитию молодых людей; конструирование содержания образования с учетом личностного опыта студентов (опыта оценки, переживания, выбора, принятия ответственности за свои решения). Реализация новых профессиональных функций и задач педагогов наиболее успешна, когда новые сферы профессионально-педагогической деятельности поддерживаются соответствующей научной и содержательно-методической базой: изучаются и анализируются информационные источники по проблеме, разрабатывается концепция развития системы управления качеством профессионального образования на уровне учреждения, организуется внутрифирменное обучение педагогических работников в режиме учебных сессий и межсессионной тьюторской поддержки, используются методы анализа статистических данных, экспертных оценок деятельности педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данильчук В. И., Сериков В. В. К прогнозу развития образовательных систем // Известия Волгоградского гос. педуниверситета, сер. "Педагогические науки". - 2004.- № 1.
2. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика [Текст]. – М.: Наука, 2002. – 456 с.
3. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности [Текст]. – М., 1993.
4. Педагогическая поддержка ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, – 288 с.
5. Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. - Ч. I. – Москва - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – 280 с.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198. – Загл. с экрана.
Категория: Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ | Добавил: Mayya (11.12.2011)
Просмотров: 1767 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz