Вторник, 11.12.2018, 22:51
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ

Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества начального профессионального образования
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
   Основной задачей правительственной Стратегии развития образования до 2020 г. определено достижение нового качества образования – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.
   Эти требования заключаются в достижении выпускником образовательного учреждения системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях современного информационного общества. «Концепция модернизации российского образования» выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. В настоящее время происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «общая культура» и т.п., на понятия «компетенция» и «компетентность».
   Начальное профессиональное образование дает юношам и подросткам возможность не просто расширить горизонты знаний и приобрести профессию, но и возможность реализовать личные потребности и интересы при освоении различных видов деятельности и базовых социальных ролей. В этом случае целью образования может быть не «модель выпускника», соответствующая нормам и требованиям, а модель индивидуального развития, позволяющая постоянно расширять круг интересов и возможностей обучающихся, познания самого себя и окружающего мира, понимания потребности социальной среды и определения возможностей профессиональной самореализации.
   На наш взгляд реализация компетентостного подхода в начальном профессиональном образовании зависит от двух основных условий:
 – создание в учреждении единой образовательной среды, способствующей профессиональному развитию и социализации обучающихся;
 – наличие профессиональных педагогических кадров, способных обеспечить формирование у обучающихся ключевых компетентностей, востребованных обществом.
   Анализ научной литературы показывает, что ученые, разрабатывающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют термин «профессиональная компетентность» (Б. С. Гершунский, Т. В. Добутько, А. К. Маркова), термин «педагогическая компетентность» (Н. Н. Лобанова, Л. М. Митина) и термин «профессионально-педагогическая компетентность» (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская).
  По мнению Н. М. Борытко профессиональная компетентность педагога определяется как способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития. Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов.
   Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способность решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентаций, привычки и прочее. Базисным критерием оценки качества начального профессионального образования выступает профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности». Способность в данном случае мы понимаем не как предрасположенность, а как умение.
   Обобщив имеющиеся на сегодняшний день классификации ключевых компетенций, можно выделить группы надпредметных ключевых компетенций которыми важно обладать преподавателям и мастерам производственного обучения НПО:
 – коммуникативные компетенции; – психолого-педагогические компетенции;
 – информационно-технологические компетенции; – организационные компетенции (создание развивающей среды); – планово-прогностические компетенции; – проектно-исследовательские компетенции;
 – рефлексивную культуру.
   Важно отметить, что компетентность педагога формируется в процессе деятельности и в единстве с его ценностями. Наличие личной заинтересованности и позитивной оценки деятельности позволяет достичь высоких профессиональных результатов.
   В соответствии с программой развития ГОУ НПО ПУ № 3 на период до 2015 года, целью которой является «Планомерное развитие и совершенствование деятельности учреждения в интересах развития личности воспитанника и педагога, обеспечения качества образовательного процесса с позиций компетентностного подхода» и миссией учреждения, связанной с решением вопроса профессиональной подготовки кадров для социально ориентированного и промышленно-развитого региона, одним из приоритетных направлений работы определено следующее направление: совершенствование системы непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов и формирование единой образовательной среды.
   Для реализации данного приоритетного направления поставлены следующие задачи:
– разработка и апробация системы оценки уровня профессиональной компетентности педагогов и мастеров производственного обучения;
– развитие информационно-коммуникативной и рефлексивной культуры педагогических работников;
– создание системы поддержки и мотивации личностного и профессионального развития педагогов;
– внедрение в практику учреждения педагогических технологий направленных на развитие у обучающихся профессиональных компетентностей;
– создание в рамках учреждения единой образовательной среды, включающей в себя педагогические условия, позитивную психологическую атмосферу, социальные и производственные отношения.
   Таким образом, развитие профессиональной компетентности педагогов является необходимым условием повышения качества начального профессионального образования и требует разработки механизмов (систем) развития ключевых компетенций, а также создание системы (критериев) оценки эффективности этого развития. Развитие профессиональной компетентности педагогов не возможно без создания внутри учреждения единой развивающей образовательной среды, стимулирующей процессы профессионального развития всех участников образовательного процесса.
Категория: Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ | Добавил: Mayya (25.01.2012)
Просмотров: 4182 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz