Среда, 14.11.2018, 20:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ

Профессиональное здоровье педагога как условие эффективного функционирования образовательных учреждений в рамках инновационной деятельности
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Наличие инновационных процессов в образовании и педагогической науке, вызывает неопределенности профессиональной деятельности педагога. Такая ситуация порождает повышенные требования к личности специалиста, который должен не только адаптироваться к динамике внутренних и внешних условий работы школы, но и прогнозировать предстоящие изменения, разрабатывать и осваивать инновационные способы реагирования на них.
    Развитие школы как организации, процессы ее инновационных изменений, отражаются в трансформации организационной структуры, целей, внутреннего и внешнего взаимодействия, а также в изменение технологий педагогической деятельности, обновлении форм и содержания работы педагога, освоение им новых моделей образовательного процесса. Это высокая степень неопределенности, риск, обострения крайних форм конфликтов, гибкость форм в управлении процессами, переход на новый уровень развития, появление трудно прогнозируемого побочного результата (продукта).
   Деятельность педагога все в большей степени рассматривается как предполагающая активное инновационное реагирование на конкретные ситуационные свойства взаимодействия участников образовательного процесса (М. В. Кларин, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова). Это усиливает новизну педагогического труда и его неопределенность, изменяет привычное содержание и подходы организации педагогической деятельности. При этом важным фактором, определяющим успешность педагогической деятельности, становится выбор стратегии и модели профессиональной деятельности, адекватной критериям создания оптимальных условий развития ребенка как субъекта своего образования. В инновационной деятельности профессиональное здоровье педагога становится условием эффективного функционирования образовательных учреждений.
   В инновационной деятельности педагогу приходиться выдерживать социальные, психологические и профессиональные нагрузки, возникающие в профессиональном развитии. Вместе с этим, в последнее время ухудшается качество жизни педагогов, происходит истощение жизненных сил, профессиональный труд которых интенсифицируется за счет осложнения социальных и профессиональных отношений между детьми, родителями и коллегами. Нередко педагоги сталкиваются с организационными проблемами: недостаточной возможностью контролировать изменения в педагогической действительности, отсутствием организационной общности, недостаточным моральным и материальным вознаграждением, несправедливостью, отсутствием значимости выполняемой работы. С другой стороны, у них не всегда хватает личностных и профессиональных ресурсов – мобильности, динамичности, конструктивности адаптироваться в меняющемся мире, изменять возникающие в педагогической действительности ситуации, действовать в обновляющихся условиях.
   Как показывают многие исследования, в профессиональной деятельности педагога возникают ситуации эмоционального выгорания, личностные деформации, профессиональные кризы, кризисы некомпетентности, которые не дают ему в полной мере реализовывать себя в педагогических инновациях, эффективно и надежно выполнять сложную педагогическую деятельность, строить созидательные отношения с субъектами образования, поддерживать свой профессиональный статус. Неопределенность может выступать фактором, который как раз вызывает напряжение, стресс, фрустрацию, приводящие иногда к кризисным ситуациям или нарушению профессионального здоровья. Неопределенность предполагает присутствие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна.
   Инновационные тенденции, возникающие в образовании, задают ситуации неопределенности и ставят современного педагога в поле столкновения двух разнонаправленных тенденций, одной стороны поиск смысла происходящего и разрешения, возникающих в неопределенности задач, с другой стороны разочарования, напряжения при невозможности найти необходимое решение. Конструктивный выход из ситуации неопределенности и позволяет не только сохранять, но и созидать профессиональное здоровье педагога. В связи с чем, изучение источников неопределенности создает предпосылки для разработки наиболее оптимальной и рациональной стратегии сопровождения профессионального здоровья педагога, которая должна обеспечивать развитие таких профессионально-личностных характеристик специалиста, которые были бы адекватны реализуемым в практике образования основным моделям профессиональной деятельности.
   Итак, мы можем говорить о том, что профессиональная деятельность педагога всегда будет зависеть от степени неопределенности. Такая ситуация может вызывать в сознании педагога две разнонаправленные тенденции, с одной стороны поиск смысла происходящего и разрешения возникающих в неопределенности задач, с другой стороны разочарования, напряжения при невозможности найти необходимое решение. Чем более высокой является неопределенность, тем с одной стороны большее количество личностных и профессиональных ресурсов требуется для того, чтобы её выдерживать, не нарушая профессионального здоровья. А с другой стороны в большей степени педагогу предоставляется возможность осмысленно принимать собственные решения, строить педагогическую деятельность с позиции креативного подхода, преодолевать стандартные поведенческие модели, делать профессиональный выбор и брать на себя ответственность. Ему приходиться оценивать возможные благоприятные и негативные последствия своих действий для участников образовательного процесса и самого себя, вероятность отклонения от избранной цели, вероятность получения желаемых и неожиданных результатов.
   Наличие сфер неопределенности создает простор для творческой активности специалиста, ориентирует его на учет специфики ситуации, типа решаемых задач, влияния внешней среды, стимулирует поиск рациональных моделей деятельности. Вместе с тем неопределенность ограничивает возможности прогнозирования результатов педагогической деятельности, которые могут в недостаточной степени коррелировать с поставленными целями в силу действия ряда слабоконтролируемых факторов. В целом действие в условиях высокой неопределенности приводит к значительной степени риска в сфере достижения целей деятельности.
   Положение неопределенности трудно переносимо, оно преодолевается путем обретения личного отношения к неопределенности. Неопределенность может быть разрешена путем интерпретации педагогом своего положения, оценки реальности, выработки новой позиции по отношению неопределенности, выбора профессиональных действий в связи с этим. Поскольку стремление значительно снизить неопределенность таит в себе угрозу утраты интенсивности и динамичности профессиональной деятельности и нарушению профессионального здоровья педагога, а сохранение высокой неопределенности препятствует достижению необходимого уровня стабильности, прогнозируемости и профессионально-личностной целостности современные подходы к профессиональному развитию педагога должны быть ориентированы на поиск оптимальной меры контроля за неопределенностью и подготовку специалиста к действию в ситуации неопределенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных пе-дагогических поисках [Текст] / М. В. Кларин. – М.: Арена, 1994. – 223 с.
2. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. – 223 с.
Категория: Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ | Добавил: Mayya (25.01.2012)
Просмотров: 1210 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz