Среда, 14.11.2018, 20:11
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ

Поддержка инновационной деятельности педагога в учреждении профессионального образования
ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
   В качестве одной из стратегических задач развития нашей страны стоит задача перехода к инновационному обществу и инновационной экономике, где инновационное образование должно занимать центральное место [3]. Тем не менее, проблемы кардинальных инновационных изменений в экономике страны только ещё начинают решаться. В настоящее время система образования еще, по существу, находится на стадии формирования предпосылок по-настоящему инновационных сдвигов и разработок. Понимание необходимости обновления системы образования приводит на практике к включению образовательных учреждений среднего профессионального образования в инновационные процессы, предполагающие разработку, освоение и внедрение новшеств. По данным социологических исследований [4], более 90% образовательных учреждений Российской Федерации охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности.
   В учреждениях образования, особенно в учреждениях среднего профессионального образования, в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы [2, С. 26]. В педагогической системе инновации подразумевают нововведения, способствующие улучшению результатов образовательного процесса. Инновация предполагает создание и использования нового практического средства в области педагогики.
   Вместе с этим, не стоит думать, что инновации должны быть сведены к созданию только средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Инновационная деятельность на уровне образовательного учреждения, являясь целенаправленной научно обоснованной деятельностью, вносящей в организацию стабильные изменения, активизируется во всех сферах и подразделениях учреждения.
   Так, в Федеральном государственном образовательном учреждении «Омский автотранспортный колледж» инновации представляют собой комплекс взаимосвязанных процессов и являются результатом концептуализации новых идей, направленных на решение проблемы повышения качества образования через:
– анализ сложившегося опыта и традиций в колледже;
– анализ социального заказа и требований к системе профессиональной подготовки студентов;
– выделение противоречий, проблем и поиск путей их решения;
– разработку инновационной программы учреждения «Интегрированная система непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для высокотехнологичных производств автотранспортной отрасли и агропромышленного комплекса Омской области в условиях внедрения Европейских стандартов безопасности».
   Программа позволила сформулировать задачу, которая, представляя интерес для всего коллектива, явилась своеобразным интегратором стратегического развития учреждения. В ходе реализации программы были выявлены новые приоритеты, внедрение которых позволило значительно усилить позицию колледжа на рынке образовательных услуг. Основные из них следующие:
 – опережающее внедрение базовых принципов Болонского процесса;
 – многоступенчатая, блочно-модульная система профессионального образования;
 – новые образовательные программы на принципах модульности и компетентностного подхода;
 – интегрированные учебные планы, новые учебные дисциплины и направления углубленной подготовки студентов.
   Однако в формирующемся инновационном пространстве образовательного учреждения необходимо выделять процессы, которые затрагивают непосредственно педагогов, развитие их инновационного потенциала и персональной инновационной культуры. Очевидно, что эти аспекты значимы в работе любого педагога в любых условиях. Инновационное развитие педагога приводит, с одной стороны, к углублению профессионально необходимых знаний и опыта, к усилению педагогического творчества, с другой – к освоению новых способов и форм деятельности, значительному профессиональному росту [1].
   Инновационное развитие педагога проявляется в реализации ими та­ких функций, как педагогический самоанализ, планирование, организация деятельности, саморегулирование, рефлексия. Подготовить их к реализации этих функций – одна из важнейших задач научно-методической службы учреждения, подготовить так, чтобы вектор изменений был направлен на повышение качества профессиональной деятельности педагога, на формирование таких профессионально-личностных качеств, как инициативность и способность к саморазвитию. Наличие таких умений, по сути, станет системообразующим ядром потенциала педагога, ориентированного на работу в инновационном режиме. Новые подходы в работе научно-методического сопровождения педагогов выражаются в распространении в колледже таких организационных инноваций, как:
 – разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за качеством);
 – объединение преподавателей, специалистов в группы, команды, осуществляющие разработку авторских курсов;
 – развитие новых типов обучающих структур, институциональных форм, характерных для современного этапа развития образования.
   Эффективным средством решения задачи повышения инновационного потенциала педагога, на наш взгляд, является внутрифирменная система повышения квалификации преподавателей и сотрудников. Именно внутрифирменная система повышения квалификации, являясь одним из основных звеньев непрерывного образования, призвана обеспечить соответствующий теоретический и методический уровни подготовки, апробацию педагогических инноваций и формирование педагогического опыта.
   В настоящее время профессиональное обучение педагогов в Омском автотранспортном колледже обеспечивается в режиме работы экспериментальных групп, проблемных семинаров, оказания консультационных и информационных услуг на принципах многовариативности, гибкости форм, методов и средств, опережающего характера обучения. По нашему мнению, управление развитием инновационного потенциала педагога должно быть направлено на создание соответствующих нормативно-правовых, финансовых, материально-технических, а также психолого-педагогических условий, способствующих консолидации, сплочению коллектива и повышению внутренней мотивации педагогов. Механизмами реализации названных условий могут стать:
– новые способы организации занятий с педагогами, новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменения требований к качеству образования: дистанционное обучение;
– тьюторство, сетевое обучение;
– диагностика потребностей педагогов, оценка профессиональных затруднений;
– создание проблемных творческих групп «по запросу», экспериментальных групп в рамках проблематики учебных курсов педагогов;
– совершенствование форм материального и морального поощрения, стимулирования педагогов, разработка критериев оценки их деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева Е. Д. Инновационная культура педагогов // Имидж: электронный журнал.– Режим доступа: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?237. – Загл. с экрана.
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
3. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: концептуальные положения / Румянцев А.А., Гусаков М.А., Замятина М. Ф., Смирнова Г.П.; под ред. Когута А.Е.; РАН. Ин-т соц.- экон. пробл. - СПб., 1995. - 53 с. 
4. Шатохин Е. А. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением : авто-реф. дис.... канд. пед. наук/ Е.А. Шатохин. – Брянск, 2000.
Категория: Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ | Добавил: Mayya (11.12.2011)
Просмотров: 1272 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz