Среда, 14.11.2018, 20:11
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ

Инновационная составляющая деятельности и личности педагога
ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
   В условиях происходящих изменений высокие требования предъявляются к профессионализму педагога, уровню его личностного саморазвития, к качествам, которые характеризуются понятиями «инновационное мышление» и «инновационная культура».
   Анализ исследований инноваций в образовании показал, что они сопровождают педагогическую деятельность и выступают способом решения проблем в нестандартных ситуациях функционирования и развития образовательных процессов. Однако отмечены случаи использования не оправданной абсолютизации инновационного опыта, при распространении и внедрении не учитываются индивидуально-психологические и личностные особенности педагогов.
   Целью нашего исследования являлось изучение психолого-педагогических условий внедрения инновационных технологий, обеспечивающих развитие инновационного потенциала педагога и разработка обучающей программы, направленной на развитие инновационного потенциала личности педагога. Объект исследования – психолого-педагогические предпосылки внедрения инновационных технологий в образовательную среду. Предмет исследования – психологические характеристики педагогов, имеющих склонность к поиску инновационных технологий и проявляющих готовность к их внедрению.
   В задачи работы входило:
  • изучение теоретических подходов к исследованию инновационной педагогической деятельности в отечественном и зарубежном образовании;
  • организация опытно-поискового исследования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
  • сбор материалов и обработка полученных результатов с помощью математико-статистической программы SPSS и Microsoft Office Excel;
  • анализ и интерпретация эмпирических результатов;
разработка обучающей программы, направленной на актуализацию и развитие инновационного потенциала педагогов.
   Методологическую основу исследования составили:
 – экопсихологический подход (Г. А. Ковалев, В. И. Панов, В. И. Слободчиков, В. В. Рубцов, В. А. Ясвин и др.), который предполагает установление взаимоотношений, способствующих взаимной психологической безопасности партнеров по взаимодействию, что обеспечивает эффективную жизнедеятельность систем социальных отношений в образовательном учреждении;
– субъектный подход (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, А. В. Петровский и др.), предлагающий сконцентрироваться на исследовании внутренней, духовной организации личности, он ставит своей задачей изучение личности «изнутри», со стороны субъекта – активного, творческого начала;
 – компетентностный подход (А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Хуторской и др.), рассматривающий компетенции как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
 – гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджер, В. Сатир, А. Б. Орлов и др.), основой которого является признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, самореализацию своих возможностей, своего потенциала.
   Процедура исследования осуществлялась в семи государственных об­разовательных учреждениях начального и среднего профессионального об­разования Свердловской области (г. Ирбит, г. Каменск-Уральский). В ис­следовании приняли участие 156 педагогов в возрасте от 20 до 69 лет (40 мужчин и116 женщин). Методы и методики исследования:
 – анкетирование, метод использовался для определения профессиональной готовности педагога к внедрению инноваций;
 – опросные методики:
  •  диагностика реализации потребностей в саморазвитии [1, С. 42];
  • личностной креативности Е. Е. Туник, выявляющая четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску [1, C. 59-64];
  • опросник уверенности в себе В. Г. Ромека, позволяющий определить особенности проявления следующих характеристик: уверенность в себе – неуверенность в себе;
  •  социальная смелость – робость, застенчивость; инициатива в социальных контактах – пассивность [2, C. 169-172];
 – метод самооценки способностей к инновационной деятельности и готовности к внедрению инноваций;
 – метод экспертных оценок с использованием методики педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельности [3, C. 115-117];
 – метод математико-статистического анализа, выполненный на основе использования программ SPSS и Microsoft Office Excel.
   Анализ ответов показал, что фактором, наиболее стимулирующим пе­дагогические инновации для данной выборки, является новизна деятель­ности и возможность поиска, экспериментирование, на второе место пос­тавлено обучение на курсах повышения квалификации, наименее значи­мым фактором педагоги посчитали возможность получения признания в коллективе.
   Препятствующими факторами большинство участников исследования считает отсутствие времени и недостаток теоретических зна­ний. Показатели диагностики реализации потребностей в саморазвитии имеют средний уровень выраженности, а самооценка педагогических способностей к инновационной деятельности выше среднего. Сравнивая показатели самооценки педагогов и оценки экспертами таких характеристик, как «мотивационно-творческая направленность», «креативность учителя», «оценка профессиональных способностей к осуществлению инновационной деятельности», можно отметить, что средние показатели самооценки несколько выше, чем показатели оценок экспертов, но сравнительный анализ с использованием методов математической статистики достоверность различий не подтвердил.
   Результаты диагностики личностной креативности по методике Е. Е. Туник выявили средний уровень по шкалам «склонность к риску», «любознательность», но сформированность показателей «воображение» и «личностная креативность» ниже среднего стандартного значения по методике, отраженного в нормативной таблице. Можно предположить, что у данной группы респондентов существуют препятствия к развитию личностной креативности, которыми могут быть: избегание риска, стремление к успеху, во что бы то ни стало, жесткие стереотипы мышления и поведения, выраженная конформность. Анализ ответов на опросник уверенности в себе В. Г. Ромека показал, что значение показателей «уверенность в себе», «социальная смелость», «инициатива в социальных контактах» выше среднего.
   Можно предположить, что у педагогов-участников исследования наблюдается тенденция к проявлению комплексного чувства уверенности в себе, а также готовность решать достаточно сложные задачи, стремление высказывать собственные мысли. Уровень выраженности показателей отношения и готовности к инновационной деятельности позволил поделить выборку на две группы. К первой группе были отнесены педагоги, несклонные заниматься инновационной деятельностью, вторую составили педагоги, имеющие склонность к поиску инновационных технологий и проявляющие готовность к внедрению их в практику обучения и воспитания – педагоги-инноваторы. Анализ результатов дескриптивной статистики показал, что у большинства переменных присутствует нормальное распределение. Распределение трех переменных отклоняется от нормального, но значение моды, медианы и среднего арифметического практически совпадают, а показатели ассиметрии и эксцесса находятся в континиуме от -2 до +2, следовательно, это распределение можно считать приближенным к нормальному закону.
   Сравнительный и корреляционный анализ проводился с использованием параметрических критериев. Средние значения диагностируемых показателей педагогов-инновато­ров по девяти параметрам оказались выше, чем средние значения показате­лей респондентов с отсутствием склонности к инновационной деятельнос­ти. Сравнительный анализ результатов диагностики в двух выделенных группах с помощью t-критерия Стьюдента обнаружил, что десять из тридцати четырех исследуемых характеристик имеют значимые различия. Средний уровень значимости различий имеют «умение проектировать инновационные программы» и «мотивационно-творческая направленность»; высокий уровень значимости различий имеют показатели «потребность в реализации саморазвития» и «социальная смелость»; наивысший уровень – «склонность к риску», «любознательность», «ориентация на познание сложных явлений», «воображение», «личная креативность», «уверенность в себе». Корреляционный анализ показал, что у педагогов-инноваторов процентное соотношение корреляционных связей с количеством возможных составляет 20,68%, у остальных респондентов – 5,88%.
   Эмпирическое исследование выявило, что диагностируемые психолого-педагогические характеристики инновационной деятельности имеют более тесные взаимосвязи с индивидуально-психологическими характеристиками личности у педагогов, склонных к инновационной деятельности. Можно предположить, что тесные взаимосвязи между индивидуально-психологческими особенностями личности являются основанием, способствуют более высокому уровню личностной и профессиональной самореализации, обеспечивают обращение педагогов к инновационной деятельности и готовность к внедрению инноваций в педагогическую практику. Готовность педагога к реализации инновационной деятельности формируется как целостность проявления мотивационной, технологической, креативной и рефлексивной составляющей. Раскрытию творческого инновационного потенциала педагога, способствует реализация психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности. На основе результатов теоретического и эмпирического исследования была разработана обучающая программа развития инновационного потенциала педагога.
   Целью программы является психолого-педагогическая поддержка и организационно-методическое сопровождение педагогов при разработке и реализации педагогических инноваций. Занятия предполагают получение практических результатов: формирование умений анализа собственного опыта инновационной деятельности или опыта образовательного учреждения, которое в данном случае является образцом, по предложенной схеме, алгоритму; проектирование инноваций (первичные материалы авторского инновационного образовательного проекта разрабатываются одним педагогом или группой; составление плана внедрения инновационной программы в образовательном учреждении; составление программы мониторинга реализации инновационной программы; экспертиза инноваций.
   Интерактивные упражнения, предложенные на занятиях помогают установлению позитивного межличностного контакта, формируют навыки и умения конструктивного взаимодействия в неоднозначных эмоциогенных ситуациях профессионального общения педагога. Положительной особенностью игровых упражнений является возможность получить анализ и оценку своего поведения со стороны коллег, сравнить себя с окружающими, осуществить коррекцию, получить психологическую поддержку и понимание.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М., Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 409 с.
2. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст] / В. Г. Ромек. – СПб.: Речь,2003. – 175 с. 3. Подымова, Л. С., Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / Л. С. Подымова, В. А. Сластенин. – М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 224 с.
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Образовательная среда как условие развития малого города (на примере города Ирбита)»), проект № 11-16-66005а/У.

Категория: Современные аспекты управления инновационной педагогической деятельностью в ОУ | Добавил: Mayya (25.01.2012)
Просмотров: 2422 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz