Пятница, 21.09.2018, 20:41
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий

Организационно-методические аспекты выявления показателей развития медиакомпетентности студентов вузов
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТАТИТРУЮЩЕГО ЭТАПА
ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

   Планирование опытно-поисковой работы по формированию медиакомпетентности студентов вузов осуществлялось с учетом цели, предмета, гипотезы, задач исследования и основных положений компетентностного, семиотического и партисипативного подходов. Применительно к предмету исследования педагогической целью является формирование высокого уровня медиакомпетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки. В качестве перспективной личностно-значимой цели – развитие у будущих специалистов ценностной ориентации на саморазвитие медиакомпетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки. Цель опытно-поисковой работы состоит в доказательстве выдвинутой нами гипотезы, которая была построена на следующих предположениях:
1. Теоретико-методической основой исследования является интеграция компетентностного, семиотического и партисипативного подходов.
2. Разработанная модель формирования медиакомпетентности студентов вузов является целостным образованиеми определяется взаимосвязью информационно-коммуникативного, социокультурного и деятельностно-практического компонентов. Технологической составляющей модели формирования медиакомпетентности студентов вузов является применение системы медиазадач.
3. Модель формирования медиакомпетентности студентов вузов предусматривает следующий комплекс педагогических условий, состоящий из трех блоков: мотивационно-ценностного, содержательного и процессуально-технологического.
   Мотивационно-ценностный блок включает в себя создание мотивации достижения у студентов вуза в процессе учебной деятельности, и использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценностных ориентаций. Содержательный блок включает в себя разработку и реализацию в образовательный процесс высшей школы курса по выбору студентов «Основы современного медиазнания». Процессуально-технологический блоквключает в себя применение партисипативных методов в обучении игрового менеджмента при формировании медиакомпетентности студентов. Таким образом, были сформулированы задачи опытно-поисковой работы:
1. Проверить надежность показателей определения уровня формирования медиакомпетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.
2. Определить исходный уровень медиакомпетентности студентов вузов.
3. Проверить повышается ли показатель уровня медиакомпетентности студентов в результате реализации в образовательном процессе вуза спроектированной модели по сравнению с его начальным уровнем.
4. Выяснить, будет ли комплекс выявленных и научно обоснованных педагогических условий способствовать повышению уровня медиакомпетентности студентов вузов.
   Названные положения проверялись в ходе опытно-поисковой работы, которая проводилась нами в течение пяти лет с 2009 по 2011 гг. Опытно-поисковая работа проводилась в несколько этапов: констатирующий, формирующий и обобщающий. Рассмотрим организационно-методические аспекты констатирующего этапа опытно-поисковой работы, целью которого явилось выявление показателей развития медиакомпетентности студентов вузов. Констатирующий этап позволил определить состояние качества медиаобразования в условиях высшей школы, направленное на повышение уровня медиакомпетентности студентов вуза.
   Важность этого заключается в том, что достоверность получаемых в ходе опытно-поисковой работы результатов в значительной степени зависит от исходных данных. На этом этапе приняли участие 528 студентов и 11 преподавателей. Опытно-поисковая работа осуществлялась в процессе обучения студентов английскому языку, теории и методики начальных классов и финансовым дисциплинам. Первое направление констатирующего этапа опытно-поисковой работы связано с изучением вопроса о существовании единой модели развития у обучаемых медиакомпетентности. Государственные образовательные стандарты 2011 года не содержат курса «Медиакомпетентность» или подобных ему. Но в утвержденной 17 ноября 2008 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] одним из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий названо создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих. Это свидетельствует о том, что медиакомпетентность становится задачей государственного масштаба.
   Новые федеральные стандарты высшего профессионального образования, утверждённые Министерством образования и науки РФ в 2009-2011 годах [3], утвердили, что каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Следовательно, ученый совет любого вуза России может самостоятельного принять решение о введении курса «Основы медиазнания» в качестве вариативной (профильной) части обучения по всем направлениям бакалавриата и магистратуры. Среди разработок в области медиазнания можно выделить «Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла» А. В. Федорова [4].
   На наш взгляд, данная модель, разработанная только для студентов педагогических вузов не универсальна, не достаточно полно предоставляет возможности и перспективы использования медиазнания в профессиональной деятельности, помимо педагогической. Кроме того, блок историко-теоретической подготовки, на наш взгляд, не является необходимым звеном эффективного использования навыков медиазнания в профессиональной и общественной жизни студентов. Недостаточно внимания уделяется развитию навыков работы с современными медиа, включая такие новинки как вебкасты, скринкасты, работа с блогами, создание и поддержание творческого интернет-контента и другие. Отсутствие партисипативных методов обучения в данной модели будет негативным образом влиять на качество приобретаемых знаний и полноту их усвоения.
   Вторым направлением констатирующего этапа опытно-поисковой работы явилось определение показателей формирования уровня медиакомпетентности студентов вузов. В этой связи акцент нами был сделан на структурно-функциональной характеристике компетентностно-семиотичской-партисипативной модели, т.к. ее блоки предполагают овладение будущими профессионалами системой знаний и умений, необходимых для компетентного и творческого решения задач в их профессиональной деятельности. Педагогическое исследование может быть успешно проведено только тогда, когда разработаны точные критерии учета и оценки его результатов. Критерий – это признак, на основании которого проводится оценка, суждение. Несмотря на то, что в психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению объективных измерителей эффективности и качества обучения, общие требования к выделению и обоснованию критериев сводятся к тому, что они, во-первых, должны отражать основные закономерности формирования личности; во-вторых, с помощью критериев должна устанавливаться связь между всеми компонентами исследуемой модели; в-третьих, качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [2].
   В процессе анализа подходов к проблеме выбора критериальных показателей медиакомпетенции нами было установлено, что критерии в той или иной мере отражают содержание и структуру данной компетенции. Поскольку медиакомпетенция включает следующие компоненты –информационно-коммуникативный, социокультурный и деятельностно-практический, то на наш взгляд, основными показателями формирования медиакомпетенции студентов вузов мы будем считать степень развития ее основных структурных компонентов. Таким образом, на основании анализа коммуникативной, психолого-педагогической, медиаобразовательной литературы по исследуемой нами проблеме (И. Г. Кузьмина, Е. И. Пассов, В. А. Сластенин, А. В. Федоров и др.), обобщения педагогического опыта, собственной деятельности в качестве показателей формирования у студентов вузов медиакомпетенции мы выделили:
 1) знания о современных медиа и навыки их использования в повседневной жизни (степень проявления фонда медизнаний);
 2) сформированные на основе коммуникационных навыков умения понимать и порождать медиавысказывания, комбинировать их в ходе медиавзаимодействия в соответствии с конкретной ситуацией, поставленной задачей и коммуникативными намерением (уровень сформированности коммуникативных умений);
3) знания специфики медиасреды, а также умения и навыки, позволяющие осуществлять коммуникации с медиасобществом в соответствии с существующий спецификой;
4) умения пользоваться собственным медиаопытом для решения медийных задач, способности к самообразованию в ходе решения медийных задач;
5) способность анализировать существующий медиаконтент и получать необходимую информацию из разных медиаисточников различными способами.
   Каждый показатель соответствует компоненту содержательно-процессуального блока спроектированной нами модели:
информационно-коммуникативный компонент – степень проявления медиазнаний и уровень сформированности коммуникативных умений;
социокультурный компонент – степень проявления фонда межкультурных знаний, знание специфики медиасреды, деятельностно-практический – умение решать медиазадчи.
   Поскольку главная цель разработанной нами модели формирования медиакомпетентности выступает как достижение высокого уровня медиакомпетентности в процессе профессиональной подготовки, и к тому же в качестве технологической составляющей спроектированной модели мы применяем систему медиазадач, то в качестве вспомогательного показателя, мы будем учитывать уровень решения медиазадач. Так, определяя уровни сформированности медиакомпетентности студентов вузов, мы не считаем, что они абсолютны: существуют, несомненно, и другие показатели. При этом заметим, что в науке под уровнем понимается соотношение «высших» и «низших» ступеней развития объектов или процессов: при рассмотрении явления одного порядка на время условно ограничиться от явлений другого порядка, не забывая, однако, о существующих между ними взаимосвязях.
   Предложенные нами критерии на основании анализа научной литературы, собственных изысканий носят дидактическую направленность, то есть отражают реальный процесс формирования медиакомпетентности в условиях высшей школы. При выделении и описании уровней нами учитывались следующие требования к созданию шкал уровней медиакомпетентности: – четкость градирования, обеспечивающая безошибочность оценки: уровни, должны выступать как четко различимые индикаторы развития объекта; – переход от одного уровня к другому должен отражать степень развития объекта, при этом каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо условием, либо результатом развития объекта; – гибкость, позволяющая охватывать широкий спектр профессиональной лексики.
ЛИТЕРАТУРА
 1. Годник, С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы [Текст] / С. М. Годник. – Воронеж, 1981. – 208 с. 2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. – Загл. с экрана.
3. Краевский, В. В. Методология научного исследования [Текст] / В. В. Краевский. – СПб., 2001. – 145 с. – (Избранные лекции Университета / С.- Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов; Вып. 17).
4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos. – Загл. с экрана.
5. Федоров, А. В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов [Текст] / А. В. Федоров // Педагогика. – 2004. – № 4. – С.43-51
Категория: Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий | Добавил: Mayya (26.01.2012)
Просмотров: 1662 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz