Суббота, 18.08.2018, 15:27
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий

Мировоззренческий потенциал изучения синергетики в профессиональной подготовке будущего учителя физики
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ СИНЕРГЕТИКИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
   Одной из основных задач, стоящих перед образовательной системой, является воспитание личности, обладающей системой базовых знаний, адекватных современному миропониманию. Система знаний о живой и неживой природе формируется комплексом наук, но лидирующее положение здесь занимает физика.
   Во-первых, физика раскрывает наиболее общие законы природы, во вторых, обобщает связи философии и специальных наук. Это обеспечивает особу роль физики как учебного предмета в развитии естественнонаучного мировоззрения учащихся. В своей работе учитель физики в полной мере проявляет личное миропонимание и таким образом целенаправленно или непроизвольно влияет на процесс становления личностного мировоззрения школьников. Поэтому проблема формирования мировоззрения приобретает особую значимость при подготовке будущего учителя физики. Физическая картина мира является основой общей естественнонаучной картины мира, входя, таким образом, в естественнонаучное мировоззрение. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных теорий, и по мере развития познания и практики одни научные картины мира сменяются другими. Одной из таких теорий современной, постнеклассической картины мира является синергетика, которая в отличие от классической и неклассической наук изучает открытые системы, доказывает возможность нескольких режимов поведения таких систем, в том числе возникновение явлений самоорганизации. Слово синергетика происходит от греческих слов «вместе» и «действую» и означает совместное, согласованное действие. Синергетика основана на представлении о самоорганизации, спонтанном образовании систем, механизмах их перехода от состояния хаоса к порядку. Впервые понятие синергетики было введено немецким ученым Германом Хакеном. Г. Хакен объясняет, почему он назвал новую дисциплину синергетикой следующим образом. Во-первых, в ней «…исследуется совместное действие многих подсистем... в результате, которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование» [3, С. 15].
   Во-вторых, она кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов самоорганизации систем. Можно привести множество примеров самоорганизующихся систем: облачность, ячейки Бенара, переход ламинарного течения в турбулентное, солнечное излучение, реакция Белоусова-Жаботинского, возникновение когерентного излучения (лазер), колебания численности популяций (хищник-жертва). Синергетические подходы и понятия внесли революционные изменения в привычную физическую картину мира, что позволяет говорить о большом мировоззренческом потенциале изучения основ теории самоорганизации в содержании физического образования. Остановимся на основных мировоззренческих идеях теории самоорганизации.
   – Синергетика заставляет по-новому взглянуть на соотношение случайного и закономерного в развитии динамических систем, природы в целом. По мере удаления системы от равновесия спонтанно вероятностным образом возникают диссипативные структуры, то есть система может самопроизвольно переходить от более низкого уровня сложности к более высокому. Таким образом, необходимо говорить не о движении, а о развитии системы.
   – Синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Поэтому представляется важной практической задачей изучение поведения систем в точках бифуркации с тем, чтобы направить дальнейшее развитие системы по наиболее оптимальному из возможных путей.
   – Тот факт, что из многих вариантов выбирается лишь один, придает системе историческую направленность, своего рода «память» о прошлом событии, которое произошло в критический «бифуркационный» момент и оказало существенное влияние на эволюцию системы. И в классической и в неклассической науке законы симметричны относительно времени, время не имеет направленности. В то время, как история доказывает направленность «стрелы времени» от прошлого к будущему.
   – Синергетика изменяет понимание роли хаоса, хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен, так как развитие осуществляется через неустойчивость и хаотичность.
   – Синергетика подводит к универсальному видению мира, дает единое понимание процессов эволюции различных систем, тем самым она позволяет построить картину мира, в которой все связано и подчинено единым фундаментальным законам.
   – Теория самоорганизации ломает многие из прежних распространенных установок и предубеждений. Известный бельгийский учебный в области неравновесной термодинамики И. Пригожин считает, что синергетический взгляд на мир ведет к революционным изменениям в нашем понимании случайности и необходимости, необратимости природных процессов, позволяет дать принципиально новое толкование энтропии и радикально меняет наше представление о времени. Таким образом, понимание мира происходит не только, как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного. Нестабильность мира не означает, что он не поддается научному изучению, неустойчивость далеко не всегда имеет отрицательное действие, а может выступать условием стабильного и динамического саморазвития [2].
   Сейчас можно смело сказать, что синергетика проникла во все области научного знания, в том числе и гуманитарные. «Синергетический стиль мышления – это стиль мышления постнеклассической науки» [1, С. 26]. Теория самоорганизации способствует созданию обстановки взаимосвязи и взаимопроникновения наук и формирования общего понимания мира. Изучение синергетики ведет к расширению общего кругозора, столь необходимого в современном мире.
   Методы синергетики заимствованы из других дисциплин, в основном естественнонаучных. Так зачастую ее рассматривают как продолжение теории колебаний, теории волновых процессов, теории динамического хаоса. К теории самоорганизации относят и теорию фазовых переходов, и теорию бифуркаций и катастроф. Многие понятия синергетики заимствованы именно из физических дисциплин. Поэтому представляется вполне обоснованным включение изучения основ синергетики в содержание обучения физике. Мы считаем, что дополнение физического образования положениями синергетической теории будет способствовать формированию более адекватного реальности современного мировоззрения. Для достижения необходимых результатов в формировании научного мировоззрения школьников необходимым условием является соответствующая профессиональная подготовка будущего учителя физики. Поэтому представляется актуальной необходимость разработки методической системы обучения студентов педагогических вузов основам синергетики.
   Изучение идей, понятий и методов синергетики в форме отдельного курса будет в большей степени способствовать формированию представлений о современной единой общенаучной картине мира. Кроме того, введение подобного курса в систему профессиональной подготовки будущего учителя физики внесет свой вклад в решение проблемы подготовки педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры [Текст] / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. – СПб.: Алатейя, 2002. – 414 с.
2. Пригожин, И. Философия нестабильности [Текст] / И. Пригожин // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С. 46-57.
3. Хакен, Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен. – М.: Мир, 1980. – 404 с.
Категория: Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий | Добавил: Mayya (26.01.2012)
Просмотров: 1170 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz