Пятница, 21.09.2018, 20:35
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий

Метод проектов как инновационная технология в синергетическом рассмотрении
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 
   Современное образование реализует всеобщие социально-этические идеалы, отдает должное традиционным нормам и ценностям, но формируется в условиях исторического своеобразия и уникальности культуры. Образовательный процесс открыт инновациям, но и традиции, однако при критическом к ней отношении, решении вопросов о том, что сохранять и что преодолевать. Как известно, под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования с целью получения нового качества иными средствами.
   Первоначально в социологии образования инновации продолжали противопоставляться традициям. «Инновации» и «традиции» – такова бинарная оппозиция, из которой исходят в анализе процессов изменений культуры, содержания образования, системы образования и т. д. Но такое противопоставление приводит к неадекватному восприятию всего, что происходит в образовании: традиционное отрицается, а новое (инновационное) абсолютизируется и переоценивается. Поэтому, полагаем мы, продуктивно рассматривать инновации в отношениях преемственности и взаимосвязи с традициями. Более того, «метод проектов» как инновационную технологию, на наш взгляд, можно представить в синергетическом аспекте. Остановимся на этом подробнее.
   Метод проектов применяется нами на занятиях по дисциплине «Культурология» в ФГОБУ ВПО УРТИСИ, где студентам предлагается создать проект «Культурная революция». Наряду с названной темой проекта, малым группам (по 3-4 чел.) предоставляется возможность либо выбрать тему из списка (например, «СМИ и культура», «Досуг молодежи в 21 веке», «Современная мода: приоритеты и направления», «Зачем нужны музеи?», «Культура поведения современного человека» и т. д.), либо предлагается придумать свою тему, являющуюся актуальной. Мы полагаем, что работа с проектами занимает особое место в системе высшего образования, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
   В данном случае мы можем говорить о бифуркации – разветвлении старого качества на конечное множество вполне определенных потенциальных новых качеств. Это так называемая нелинейность первого рода, которая придает процессу самоорганизации с самого начала неоднозначный («стохастический») характер. Переход от одного варианта ответа к другому при разработке проекта требует выбора из множества возможных новых вариантов ответов. Картина самоорганизации в проектном обучении этим не ограничивается. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующуюся систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор – предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. Это связано с тем обстоятельством, что указанное предельное состояние является состоянием максимальной устойчивости для данной системы в фиксированных условиях данной внешней среды.
   С точки зрения системно-структурного подхода, создаваемый проект может рассматриваться как динамическая система, имеющая поликомпонентное строение (тема проекта, девиз, эмблема, содержание проекта, цели и задачи проекта, концепция (культурологические основания), предлагаемые мероприятия, условия реализации). Проект предполагает проведение студентами самостоятельных исследований по выбранной теме, является в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении. Метод проектов дает студенту возможность учиться в соответствии с его способностями, содействует проявлению креативных способностей, также способствует складыванию межличностных отношений между студентами.
   С синергетической позиции мы можем говорить о том, что проект – это своего рода открытая система, которая может обмениваться энергией или информацией с окружающей средой. В момент разработки проекта, в процессе самоорганизации образуется диссипативная структура. При рассмотрении этапов разработки проекта, отметим, что на первом этапе предъявления происходит возникновение и осознание темы проекта, принятие идеи проекта. Это своего рода открытая система. На втором этапе – этапе поиска вариантов разработки проекта, анализа условий, происходит создание операционной схемы проекта.
   Осуществляется выдвижение одной или нескольких гипотез и делается выбор решения. На этом этапе наблюдается процесс самоорганизации, образования диссипативной структуры, точек бифуркации и момент отбора наиболее оптимального варианта разработки проекта. На третьем этапе – осуществляется рефлексия решения, проверка логичности решения, рефлексия собственной мыследеятельности. Формирование ответного суждения о выбранном варианте разработки проекта. Оптимальный вариант разработанного проекта является своего рода аттрактором, который «притягивает» к себе все множество «траекторий» системы, определяемых различными начальными условиями. Роль побудительной силы, ответственной за самоорганизацию, играет отбор. Он делает понятным как спонтанный, так и стохастический характер самоорганизации.
   Творческая сила отбора проявляется в нелинейности второго рода – диспропорциональности следствия и причины (в отличие от «линейных» процессов, для которых характерна пропорциональность следствия причине). Малые воздействия на самоорганизующуюся систему могут приводить к очень большим последствиям («мышь родит гору»), а большие – к незначительным («гора родит мышь»). Соответственно нелинейность, связанная с разветвлением старого качества на несколько новых в точке бифуркации, естественно назвать нелинейностью первого рода. Между результатами отбора и его факторами существует обратная связь.
   Кроме отбора существует еще суперотбор, т.е. отбор самих факторов отбора. В этом проявляется нелинейность третьего рода (способность самоорганизующейся системы к самодействию). Мы можем сделать вывод, что метод проектов, как инновационная технология (рассмотренная в аспекте синергетики), стимулирует обучение студентов, потому что оно личностно ориентировано, самоорганизуемо (в рамках малых групп), самомотивируемо, рефлексируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу над проектом. Согласимся, что «проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей» [1, С. 197–198].
   Метод проектов следует использовать как дополнение к другим видам обучения, «как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом» [1, С. 197–198].
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В. В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 240 с.
2. Громкова, М. Т. Синергетические подходы в современном образовании [Текст] / В. В. Громкова // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М., 2007. – 592 с.
3. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами [Текст] / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. – Мн.: Пропилеи, 2001. – С. 121–140.
4. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. [Текст] / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
Категория: Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий | Добавил: Mayya (28.01.2012)
Просмотров: 1530 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz