Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий

Формирование инновационной образовательной среды с использованием проектного метода обучения
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
   Особенностью современного общества является развитие инновационной экономики. В представленной Президентом Российской Федерации программе модернизации российской экономики особое внимание уделяется развитию и внедрению инноваций. Для реализации этой программы необходимы специалисты, обладающие соответствующими компетенциями.
   В 2008 г. Правительство России утвердило Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», целью которой является создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров. Кроме того, развитие процессов глобализации и мировой интеграции, вступление России в ВТО и присоединение к Болонской декларации, ставят пред системой профессионального образования задачу эффективной интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство. Решение проблем качества образования, подготовки научно-педагогических кадров, выполнение приоритетов государственной политики меняют роль образования - из выполняющей запросы рынка, система образования должна стать инновационной, управляющей, формирующей направления развития экономики с опережающей подготовкой специалистов нового поколения. Основной задачей системы образования в эти условиях является формирование специалиста, способного успешно организовать свою деятельность в проблемных ситуациях, обладающей профессиональной компетентностью, способной легко адаптироваться в современной образовательной среде, быть конкурентоспособным в условиях современного рынка труда.
   Современный специалист должен:
  • обладать сформированным инновационным мышлением и высокой креативностью;
  • уметь использовать методы и средства самостоятельной организации профессионального и роста, в том числе автоматизированное проектирование сложных систем;
  • владеть интегрированными междисциплинарными знаниями и быть способным работать в команде над проектами, взаимодействовать с экспертами в различных предметных областях (в том числе, с использованием телекоммуникационных средств);
  • владеть практическим опытом разработки и внедрения исследовательских, конструкторских, экономических, экологических и других решений, научными основами и методами трансфера технологий.
   В качестве основных условий перехода к инновационной образовательной среде обновление содержания образования вуза должно происходить на основе использования информационных технологий, внедрения интегрированных программ обучения, программно-целевых методов подготовки студентов. Для реализации этих задач совершенствование технологий обучения является ключевым моментом для формирования инновационной образовательной среды.
  Технологии обучения являются одним из средств организации учебного процесса, который основывается на совместной творческой деятельности педагогов и студентов, использовании форм обмена учебной информации на основе средств педагогического взаимодействия. Основой этому должно послужить формирование способности к творческой деятельности. Следует отметить, что одной из основных задач создания инновационной образовательной среды, является формирование у будущих специалистов творческого мышления, способности к новым оригинальным идеям и их реализации. В структуре профессиональной подготовки, важное место должна занимать способность личности к самосовершенствованию, развитию творческого потенциала, накоплению творческого опыта, являющегося основой для самореализации личности в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, существует потребность определения методов и средств активизации и развития личностного и творческого потенциала обучаемых в условиях инновационной образовательной среды.
   Такие методы и средства должны иметь формировать творческое мышление в процессе профессиональной подготовки, что предполагает обучение навыкам самостоятельной работы, исследовательской активности, мотивации на самосовершенствование, внедрение в образовательные программы технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к профессиональной деятельности, личного творческого опыта. Чем более творческой становится деятельность студентов и преподавателей, тем более инновационной станет образовательная среда. Инновационная образовательная среда должна стать интегрирующим фактором, объединяющим учебные коллективы, кафедры и факультеты вокруг процессов, происходящих на различных этапах профессиональной подготовки, создать условия для опережающей подготовки специалистов, способных эффективно действовать в современных условиях.
   Условия создания инновационной среды:
  • наличие системы аппаратных, программных и телекоммуникационных систем и средств (единая информационная база, библиотечно-информационные ресурсы, современная среда электронного обучения, специализированные ресурсы в сети Интернет и др.);
  • наличие системы повышения квалификации, ориентированной на внедрение инновационных средств и методов обучения;
  • формирование системы партнерства с вузами, научными организациями, педагогическими коллективами, предприятиями различных форм собственности.
   Инновационная образовательная среда формируется через следующие основные механизмы:
  • разработка новых и совершенствованием действующих программ подготовки, дополнительных форм обучения (повышения квалификации, переподготовка);
  • изучение студентами курсов по выбору;
  • увеличение доли самостоятельной работы студентов через снижение аудиторной нагрузки;
  • активизация программ академической мобильности;
  • развитие дистанционных форм обучения, в первую очередь электронных;
  • изучение специальных курсов, выполнение профильных курсовых и дипломных работ;
  • участие студентов в выполнении научно-исследовательских и прикладных работ;
  • создание единой информационно-аналитической интегрированной системы вуза, позволяющей как организовать сбор, систематизацию и хранение, оперативный поиск и получение информации, так и усовершенствовать и диверсифицировать технологии общения;
  • расширение перечня и активизация использования электронных библиотечных ресурсов;
  •  развитие коммуникативных способностей и толерантности через участие в проектной деятельности и мобильных программах;
  • профориентация и формирование индивидуальной учебной и профессиональной траектории.
   Участие преподавательского состава в формировании инновационной образовательной среды предполагает переподготовку по следующим направлениям:
  • использование инновационных образовательных педагогических технологий, в том числе, в рамках Болонского процесса;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в процессах организации и реализации образовательной и научной деятельности.
   Одним из эффективных средств формирования инновационной образовательной среды может стать проектирование и выполнение творческих проектов. Творческий проект – это самостоятельная творческая работа, в результате которой автор создает новый продукт, программу, модель и т.д. Выполнение творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучаемых, решать новые задачи с учетом индивидуальных способностей. Использование проектного метода способствует развитию личности обучаемого за счет включения его в различные виды деятельности в реальных профессиональных отношениях. В процессе выполнения творческих проектов предполагается освоение технологий сбора информации для выполнения задач проектирования, освоение приемов компьютерного моделирования и проектирования, решение конструкторско-технологических задач с помощью информационных технологий.
   Выполнение творческих проектов может стать одним из этапов внедрения в учебный процесс предмета «Проектный менеджмент». Дисциплины, связанные с изучением различных видов менеджмента, его поддержки с помощью информационных систем, являются одними из самых востребованных на современном этапе развития образования и бизнеса и могут служить одним из важных элементов формирования инновационной образовательной среды вуза.
Категория: Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий | Добавил: Mayya (29.01.2012)
Просмотров: 3209
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz