Среда, 14.11.2018, 20:53
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий

Особенности создания и применения мультимедиа в образовательном процессе ВУЗа
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
   Научно-технический прогресс, развитие современных компьютерных и телекоммуникационной технологий кардинально изменяет подходы к реализации образовательной деятельности, интенсифицирует процесс подготовки специалистов в вузе. В последние годы значительно увеличивается объем информации по всему циклу учебных дисциплин – время же, отводимое на их изучение, наоборот, сокращается. Это, несомненно, отражается на любом уровне системы образования, как школьном, так и вузовском.
   Уплотнение, рациональное структурирование учебного материала, его эффективное предъявление является одной из проблем современной системы образования. Современные мультимедийные средства позволяют демонстрировать обучаемым различные виды информации: текст (в устной и письменной формах), статические изображения (таблицы, графики, иллюстрации), звук, видео, анимацию и т.д. Мультимедиа воздействует на обучаемого через различные каналы восприятия – слуховой, зрительный и моторный, а также создает определенные эмоциональные ощущения. Таким образом, использование мультимедиа как вида информации с учетом психолого-педагогических особенностей восприятия и усвоения знаний значительно интенсифицирует учебный процесс за счет уплотнения, ускорения, рационализации подачи материала. В последние десятилетия в системе вузовского и школьного образования создается значительное количество различных электронных учебных пособий (учебники, справочные системы, тесты, энциклопедии, обучающие программы и т.п.).
   Плюсы и минусы данных разработок достаточно полно и подробно описаны в педагогической литературе, однако хочется остановиться на некоторых наиболее общих особенностях их создания и применения в педагогической практике преподавателем, не имеющем базовой подготовки в области ИТ. Давно известное противоречие: педагог-специалист знает, что и как надо использовать при обучении, но не готов создавать технологически сложное учебное пособие – программист-специалист может грамотно использовать любые технологии, но при этом их эффективность и уместность нередко вызывают сомнения у методистов. Современные возможности офисных приложений (а ими владеет сегодня практически любой преподаватель – MS Word, MS PowerPoint, MS Publisher) позволяют смягчить это противоречие.
   Для широкого использования в образовательном процессе возможно применение не слишком сложного программного обеспечения, позволяющего даже не имеющему специального образования преподавателю создавать яркие наглядные электронные пособия с использованием широкого спектра мультимедиа как вида учебной информации. При этом необходимо учитывать, что большинство вузовских аудиторий призваны реализовывать только презентационные технологии – они укомплектованы в лучшем случае только мультимедийным компьютером и проектором (иногда в комплекте с интерактивной доской). Основные ошибки использования даже несложных технологий связаны с проектированием и конструированием.
   Мультимедийное наглядное пособие является вторичным продуктом по отношению к исходной учебной информации. Оно представляет собой некоторую информационную модель, отображающую и замещающую исходную информацию в простой и удобной для познания форме. При выборе методической модели важно исходить не столько из идентичности мультимедийной информации и реальной действительности (тем более, это сложнейшая проблема визуализации учебной информации), сколько из конкретных целей обучения.
   Создание наглядных электронных пособий для проведения лекции, практического или лабораторного занятия требует такой же тщательной продуманности как в системе подачи, структуре учебного материала, так и в отборе форм представления мультимедийной информации. Мультимедийное предъявление учебного материала предполагает собой комплексное восприятие различных современных видов информации при предъявлении учебного материала. Это не только демонстрация традиционной графики и текста. Современные возможности мультимедиа: видео, анимация – позволяют повысить эффективность усвоения учебной информации, одновременно воздействуя на различные органы чувств, обеспечивая максимальную наглядность обучения.
   Такое расширенное воздействие с учетом психофизиологических и личностных особенностей разных типов обучаемых формирует наиболее полный образ учебных знаний, позволяет более глубоко и всестороннее рассмотреть изучаемые предметы и явления. Возможности интерактивности на основе технологий гипермедиа позволяют обеспечить гибкость подачи учебной информации, активизировать познавательный интерес, максимально эффективно использовать учебные разработки в различных условиях их применения. Вышеперечисленные особенности относятся к использованию относительно несложных презентационных технологий, реализуемых преподавателем – не специалистом в области ИТ при создании учебных мультимедийных пособий, имеющих значительный дидактический потенциал, позволяющих максимально использовать технологические возможности современных программ и обеспечить требуемое качество знаний.
Категория: Основные задачи проектирования и разработки инновационных образовательных технологий | Добавил: Mayya (28.01.2012)
Просмотров: 1418 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz