Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » Доклады пленарного заседания

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Последние изменения в развитии (жизни) нашего государства убедительно показывают, что наступило время коренных перемен, особенно в области промышленности, технологий, экономики. Эти изменения и их характер зафиксированы в основополагающем документе – «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». На основе указанного документа, запросов общества, семьи и повсеместного использования новых информационных технологий принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшей и общеобразовательной школы.

В стандарте значительное внимание обращено на требования к результатам обучения, к его организации, к повышению уровня духовно-нравственного воспитания, усилению объективности оценивания процесса обучения и его результатов. Основной целью реализации ФГОС основного общего образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

Таким образом, курс на развитие у школьников инновационной деятельности сформулирован в главном образовательном документе нашей страны. Однако, по замечанию обозревателя «Известий» С. Лескова, «про инновации говорят чаще, чем о футболе, но каждый под инновациями подразумевает что-то свое» [1]. По результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2009 году в России, 47% опрошенных толкуют этот термин по-разному, а 53% вообще не знают, что это такое.

Обзор существующих материалов о применении инновационных видов деятельности в практике работы учителей показывает, что в мире она составляет всего 30%, что касается наших коллег, то эта цифра значительно меньше. Кроме того, по данным всемирной организации по интеллектуальной собственности (WIPO), лишь 1,6% заявок об изобретениях, из всех, поданных в мире, пришлось на долю России. Анализ процесса обучения студентов технических вузов и колледжей позволил выявить основные причины такого состояния дел: творческое воображение, культура мышления, информационная культура обучающихся, проектная технология, экологическая культура имеют недостаточный для инновационной деятельности уровень развитости. У студентов практически не сформированы умения оценивать экономический эффект, срок окупаемости продукта, возможные риски при его продаже и переизбытке.

Во многом это объясняется тем, что в образовательном процессе отсутствуют учебные дисциплины по практическому использованию экономических, экологических знаний, изобретательству, оценке эффективности изобретений, творческих проектов.

У обучаемых недостаточные знания основ физико-математических и технических наук, что не позволяет сформировать умения создавать и оформлять изобретения.

Низкий уровень физико-математической подготовки учащихся зафиксирован в последней диагностической контрольной работе по физике Чкаловского района г. Екатеринбурга за 2013 год. Из 1332 учащихся района писали всего 20% учащихся (266 учеников). Ее результаты следующие: 53% набрали 17 баллов; 33%- от 17 до 21; 13%- от 25 до 36; а 1% -от 39 до 49; 0% - 50 баллов. Аналогичная ситуация по математике. Работу писали 89% учащихся, меньше 9 баллов набрали 46% писавших; 47% - от 9 до 14 баллов; 7% - от 15 до 24; 0,08% - от 25 до 31; 32 балла – 0 человек. Указанные факты позволяют говорить о необходимости существенных изменений в сфере преподавания физико-математических дисциплин и информатики, в организации процесса обучения в школе в целом. Именно эти дисциплины создают основу для развития инновационной деятельности, направленной на создание новых или недостающих товаров (услуг), технических объектов.

Последнее время при оценке деятельности специалиста в любой сфере все чаще в качестве критерия используют такие категории как: инновация, нововведение, новшество и др. Появились названия инновационное образовательное учреждение, новаторские технологии обучения, инновационный учитель.  Однако использование перечисленных слов в практике работы образовательных учреждений требует детального рассмотрения особенно это необходимо для анализа, оценки  деятельности учреждения в целом,  отдельных  учителей в частности, а также для оценивания эффективности инновационной деятельности.

 Родовым понятием перечисленных выше терминов является слово «новое», под которым в философии понимается не все то, что возникает и существует в действительности, а лишь то, что имеет будущность, что способствует более быстрому прогрессивному развитию общества в целом или отдельных его сторон.

            Инновация - определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем, в широком смысле это могут быть качественные или количественные изменения в различных сферах и элементах системы. Следовательно, специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

            Новшества следует понимать как изменения, направленные на улучшение процесса и результата любой деятельности. Если новшество возникает внутри системы или привносится в нее и приводит к позитивным результатам, то говорят о нововведении или инновации.

            Новация (от лат. novatio – обновление, изменение) – по мнению Л.М. Куриловой понятия новация и инновация близкие по смыслу, но между ними есть разница, которая заключается в том, что новация это средство способное вызвать изменения то приставка «in» в слове «инновация» указывает на введение этого средства в различные по своей природе системы.

            Таким образом, инновация – это целенаправленная деятельность по созданию нового продукта, обладающего потенциальной значимостью (будущностью) и приводящего к быстрому позитивному развитию всей системы и отдельных ее частей.

Примером педагогических инноваций могут служить проведение единого государственного экзамена, введение базисного учебного плана, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Такая инновация, по мнению Сумнительного К., называется сущностной и в результате ее в обучении возникает новый подход. Он же выделяет еще три  вида инноваций: комбинаторная, аналоговая и ретроинновация. 

            Однако какой бы вид инноватики не осуществлялся, инновационный процесс реализуется на основе инновационной деятельности. Полноценный инновационный процесс представляет собой совокупность процедур с помощью которых научное открытие или идея превращается в социальное, в том числе, образовательное нововведение. При этом оно рассматривается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, как развитие трех основных этапов: генерирования идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. Таким образом, деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, может быть определена как инновационная деятельность. Инновационная деятельность состоит из следующих этапов: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно внедрение, включая пробное использование новшества; длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.    

В социально-психологическом аспекте инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Эта деятельность не является формализованным процессом, а поэтому требует учета человеческого фактора, в частности, преодоление социально-психологических барьеров возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, разработчики, учителя, преподаватели, методисты, воспитатели, потребители образовательных услуг, администрация и прочие), члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления ожидания и эмоционального переживания, связанные с возможными последствиями инновации как показывает практика работы, преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют:

  1. учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников;
  2. применение социально-психологических методов активного обучения всех участников этого процесса для формирования представлений о предстоящих изменениях и развития инновационных способностей в формировании готовности к восприятию и участию инновации.

Инновационная деятельность учителя заключается в развитии у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления. Анализ инновационных работ представленных учителями на грант президента в рамках проекта «Образование» позволяет выделить два основных компонента инновационной деятельности: содержательный и процессуальный. Сущность содержательного компонента состоит в разработке элективных курсов, лабораторных работ, работ физического практикума, в создании обучающих компьютерных программ и прочее.

Содержание процессуального компонента составляют инновационные технологии обучения конструируемые на основе современных педагогических теорий и подходов (проблемного, индивидуального, компетентностного, информационного и др.).

Рассмотренные аспекты к анализу сущности и содержания инновационной деятельности позволяют раскрыть ее методологический характер. Однако предстоит еще большая работа по подготовке учителя к инновационной деятельности, реализации и оценке ее результатов в практике работы образовательных учреждений.

 В современной литературе можно выделить три основных подхода к толкованию термина «инновация»:

  1. Инновация как процесс – выпуск и реализация конкурентоспособной продукции.
  2. Инновация как результат некоего процесса, только что вошедшего в обиход.
  3. Инновация как процесс и результат данного процесса.

Неточность в определении «инновация» создает сложности в подготовке субъектов образовательного процесса к инновационной деятельности и оценке его эффективности.

Для того чтобы выделить специфические характеристики инновационной деятельности, проведем контент-анализ термина «инновация». Он необходим для реализации возможности использовать процесс обучения естественным наукам в подготовке учащихся к инновационной деятельности и объективной ее оценке.

  1. Инновации должны появляться в соответствии с запросами рынка для удовлетворения нужд потребителей.
  2. Инновации следует рассматривать как сложный процесс, предполагающий изменения в научно-технической, социальной, экономической сферах деятельности.
  3. В инновации акцент делается на быстрое внедрение новшества в практическое использование.
  4. Инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический и экологический эффект.

Для создания методики развития инновационной деятельности школьников необходимо использовать все возможности образовательного процесса: урочную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, СМИ, взаимодействие с социальными партнерами, возможности родителей.

Задачами подготовки школьников к инновационной деятельности необходимо считать следующие:

  • формирование инновационного кругозора;
  • овладение навыками целенаправленного организованного творчества;
  • приобретение опыта организации конструкторской и изобретательской работы;
  • формирование и развитие знаний о методах сбора, анализа и интерпретации полезной для создания нового информации.

При решении этих задач целесообразно использовать методику обучения, имеющую характерные черты: постоянно повышать уровень мотивации учащихся на создание нового, генерацию идей, выполнение проектов практической направленности; поощрять разнообразие идей учащихся; стимулировать самостоятельную работу школьников, самоорганизацию, рефлексию; при оценке результатов деятельности учащихся особое внимание следует обращать на оригинальность идеи, план ее реализации, практическую направленность продукта деятельности, его экономический и социальный эффект.

При обучении необходимо шире применять различные методы, занимательные и проблемные опыты, факты биографии ученых, использовать краеведческий материал. Произошедшие события стимулируют учащихся на дискуссию, побуждают к обсуждению, анализу ситуации, принятию решения (Кейс-методика). Считаем необходимым для развития инновационной деятельности регулярно использовать методику «мозгового штурма», которая позволяет четко формулировать проблему, распределить роли между школьниками для ее решения. Стимулировать процесс генерации идей, которых должно быть много, приветствуются даже абсурдные которые не критикуются, а улучшаются и комбинируются. Осуществлять группировку, отбор и оценивание идей. Этот этап характеризуется детальной оценкой каждой идеи, в связи с чем значимо согласовать между участниками критерии отбора и оценки идеи.

Целесообразно использовать методику решения изобретательских задач, проведение анализов разного вида (SWOT, морфологический, квалиметрический и др.), моделирование возможных вариантов внедрения новшества, оценка его экономической, технологической и социальной эффективности.

Считаем целесообразным использовать при выполнении домашних и внеурочных заданий следующие виды деятельности: выполнение проекта; проведение исследования; написание эссе или тезисов; составление хронологической системы; создание презентаций, программ; проведение различных видов анализа; построение графиков зависимости; конструирование и создание технического устройства;

Основными показателями самооценки деятельности учителя являются:

  • устойчивая мотивация ученика на учебно-познавательную деятельность;
  • осознание учеником обсуждаемой проблемы;
  • логика и аргументированность рассуждений школьника;
  • наличие оригинальных идей и решений, предлагаемых учащимся.
  • Показателями для оценки деятельности учащегося могут служить следующие критерии:
  • научность и обоснованность суждений;
  • соответствие теме доводов, аргументов и размышлений;
  • степень разрешения проблемы;
  • практическая значимость продукта инновационной деятельности.

Предложенные методы и приемы организации процесса обучения основам естественных наук соответствуют требованиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта основной общеобразовательной школы, однако опыта их использования в образовательных учреждениях России пока недостаточно. Есть отдельные примеры использования элементов изложенной выше методики на элективных курсах «Живая инноватика», «История технических инноваций», «Теория решения изобретательских задач», «Практическая робототехника», «Схемотехническое моделирование» и др.

Большинство перечисленных курсов разработано в ИФТиЭ УрГПУ и преподается будущим учителям физики, технологии, информатики и экономики. Ведется и поисковая работа в базовых экспериментальных площадках (школах), защищены диссертации магистров и выпускные квалификационные работы. Пока еще рано говорить о результатах этой деятельности, но интерес к данной работе постоянно растет. Инноватика как наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства, возникла в начале 20 века. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения с 50-х годов 20 века. А в нашей стране – в последнее десятилетие.

Слово «инновационность» приобрело в образовании в настоящее время наибольшую популярность. От образовательных учреждений, администрации и преподавателей требуют внедрять инновационные методы, технологии и подходы.

Если требование инновационности является больше, чем простая декларация, то необходимо четко определить методологическую основу инноваций и инновационной деятельности, разработать критерии и предложить методы для оценки инновационных процессов.

К сожалению, концепции инновационной деятельности в образовании не существует, отсутствует и устоявшийся тезаурус инновационной деятельности, и ее основные термины многозначны и размыты, что создает ошибочное представление об инновационных процессах в образовании, а за их реализацию образовательное учреждение и преподаватели получают денежное вознаграждение.

Все вышеперечисленное является важной проблемой современного этапа развития образования.

Другая проблема характеризуется тем, что во всех нормативных документах, связанных с инновациями, речь идет только об «инновационной экономике», ориентированной на материальное производство, на рынок и коммерциализацию инноваций. Не обсуждается вопрос о гуманитарных производствах, об инновациях в формировании человека, его способности развиваться и совершенствоваться. Существует мнение о том, что в образовании инноваций быть не может, по крайней мере, если за основу брать экономическое представление об инновации. Но инновационные процессы в образовании есть, и поэтому очень важно определить методологический аппарат инновационной деятельности, рассмотреть критерии, характеристики и методы оценивания инновационных процессов.

Объектом педагогической инноватики является процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании.

Предметом педагогической инноватики является система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социального окружения), участвующих в процессе образования.

Цель педагогической инновации – повышение эффективности воспитания и образования, изменение требований ко всем элементам педагогической системы.

Основными принципами инновационной деятельности, по мнению В.Т. Валова, являются:

  1. сближение образования и науки, реализуемое на основе корпоративных усилий всех институтов государства и общественного сообщества;
  2. глобальная дивергенция продуктов системы образования и ее управления;
  3. единство преемственности и изменчивости развития системы образования и науки, заключающееся в передаче основных положений предшествующей фундаментальной инновации, обогащенной идеями, достижениями современной науки с последующей трансформацией инноваций на другие уровни;
  4. экстремальность исследований образовательных инноваций, состоящая в мониторинге границ устойчивости новых образовательных моделей и технологий в предельных состояниях и условиях функционирования;
  5. принцип конгруэнтности исследования инноваций образования, заключающийся в соответствии инструментальных средств основным свойствам исследуемого инновационного процесса и условиям его протекания.
  6. Представленные методологические основания позволяют выделить некоторые критерии и характеристики, на основе которых можно оценить педагогическую инновацию и отличить ее от других.

По мнению В.Н. Иванченко, критериями для оценки инноваций являются:

  • методологическое обеспечение (выходит за рамки существующих теорий),
  • научный контекст (может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» в науке),
  • характер действий (качество) (целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат),
  • характер действий (количество) (целостный, продолжительный),
  • тип действий (проектирование новой системы деятельности в данной практике),
  • реализация (проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности),
  • результат, продукт (полное обновление позиций субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы),
  • новизна (открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности),
  • последствия (возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок).

На основе контентанализа наиболее значимых определений «инноваций» мы выделили следующие критерии для оценки инновационного процесса:

  • обоснованы теоретические предпосылки системных изменений в образовании,
  • в основе педагогических преобразований лежит новый социальный заказ или новая идея,
  • составлен план целостного преобразования всей педагогической системы,
  • реализация инновации осуществляется в соответствии с традиционным ее жизненным циклом,
  • в реализации инновации задействованы все субъекты образовательного процесса,
  • осуществляется изменение в образе деятельности и стиля мышления основных субъектов образовательного процесса.
  • результат, полученный в процессе осуществления инновации, качественно отличается от ранее существующего.

Инновационным процессом будем называть комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, позволяющих получить качественно новый результат. Инновационные процессы в образовании целесообразно рассматривать в комплексе с социокультурной обусловленностью. Это предполагает соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей, внутреннюю согласованность ее частей и оценку обществом каждого из структурных элементов, направленность образования на прогрессивное развитие общества, наличие у молодых людей потребности в образовании.

Реализацию любой инновации осуществляет субъект деятельности–инноватор.

По мнению К.Урбан, основными характеристиками инноватора являются:

  • дивергентность мышления и действий,
  • общее знание и способность создавать мысленный образ,
  • система специальных педагогических знаний и умений, опыт практической деятельности,
  • сосредоточенность и увлеченность при реализации цели,
  • высокий уровень мотивации, наличие ценностных ориентаций и волевых усилий,
  •  открытость и толерантность к неопределенности,
  • умение реально оценивать результаты деятельности и осуществлять коррекцию.

Для оценки реализованных инноваций в любой сфере деятельности, и в образовании в частности, целесообразно использовать характеристики, предложенные А.И.Пригожиным: инновационный потенциал, источник инициативы, объем применения, особенности инновационного процесса, особенности механизма осуществления, принцип отношения к своему предшественнику, социальные последствия, тип новшества, эффективность (цели).

 Представленные критерии и характеристики являются первым приближением к решению проблемы оценивания инновационных процессов в образовании. Но для анализа и оценки инноваций в образовании, которые, как правило, имеют системный характер, нужны специфические методы анализа и оценки, получившие апробацию при реализации технических инноваций. К их числу относятся: квалиметрический, морфологический, STEP (PEST)- и SWOT-анализы, адаптированные для педагогических процессов.

При оценке эффективности инновационной деятельности (ИД) необходимо учитывать как минимум два фактора: первый – не вся деятельность с элементами новизны может быть инновационной, второй – при оценке эффективности инновационной деятельности следует рассматривать три основных аспекта эффективности целевой, экономический и социальный. Именно поэтому в данном параграфе было уделено большое значение уточнению основных терминов, которые позволяют описывать инновационную деятельность и ее результаты.

Как было сказано выше, характерными признаками инновационной деятельности являются:

  • направленность на создание нового продукта
  • продукт должен соответствовать запросам рынка для удовлетворения нужд потребителей, заказчиков
  • процесс инновационной деятельности должен соответствовать циклу инновации и включать в себя следующие этапы: зарождение, рост, зрелость, насыщенность, упадок.
  • последовательность шагов при становлении и развитии инновации должна быть следующая: поиск идеи – основы для инновационной деятельности, организация инновационного процесса, процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
  • результаты инновационной деятельности должны внести значимый эффект в различных сферах жизнедеятельности человека, а именно, в научно-технической, экономической, ресурсной, социальной и экологической.

При оценке (определении) инновационной деятельности целесообразно использовать как качественные, так и количественные методы оценивания.

В частности наиболее распространенными методами являются экспертный метод, квалиметрический, SWOT и морфологический анализ.

     После проверки идентичности инновационной деятельности необходимо собственно выявить ее эффективность по трем выше предложенным аспектам: целевому, экономическому и социальному.

      При анализе и оценке целевого аспекта эффективности особое внимание уделяется соответствию результата цели. Мы уже отмечали, что цель должна быть диагностической, а следовательно четкость ее формулировки, критерии для оценки позволяют объективно оценить степень достижения цели. Чем соответствие результата цели больше, тем коэффициент достижения цели выше. Математически этот коэффициент можно представить следующей формулой:

            Результат

Кц = ------------------

                Цель

При вычислении оказанного коэффициента Кц особое внимание следует уделить решению конкретных задач, из которых состоит цель и соотношение решенных задач общему числу поставленных, позволяет получить искомый коэффициент.

       Для оценки экономического аспекта эффективности необходимо подробно проанализировать, какие были запланированы ресурсы, необходимые для реализации выполняемой инновационной деятельности, их стоимость. Затем детально оцениваются затраченные ресурсы, и находится соотношение затраченных ресурсов к планируемым.

         Затраченные ресурсы

Кэ = ----------------------------

        Планируемые ресурсы

 

Экономическая эффективность инновационной деятельности выше, если коэффициент Кэ будет меньше 1.

      Оценивая социальную эффективность инновационной деятельности прежде всего следует уточнить с какой целью была осуществлена эта деятельность, какая в ней потребность, какой продукт заказчики и потребители хотят получить (научно-технический, социальный, экологический, ресурсный). При оценке величины социального коэффициента эффективности целесообразно использовать анализ, метод экспертов и квалиметрический. Результатом оценивания социальной эффективности ИД будет степень удовлетворенности потребителей продуктом ИД, субъектов деятельности, удовлетворенность самим инновационным процессом.

Коэффициент социальной эффективности:

           Результат

Кс = -----------------

        Потребности

Проведенный контент-анализ различных подходов к оценке эффективности ИД позволил предложить следующий алгоритм проведения оценивания:

  • анализ потребностей и запросов в ИД;
  • анализ особенностей реализации ИД (техническая, социальная, ресурсная);
  • анализ внутренних факторов, определяющих эффективность ИД;
  • анализ факторов внешней среды, влияющих на эффективность ИД;
  • анализ источников и уровня влияния рисков на осуществление ИД;
  • разработка частных критериев оценки эффективности ИД;
  • выбор средств и методов оценки эффективности ИД;
  • разработка и внедрение методических рекомендаций по использованию критериев и методов оценки ИД;
  • значимость результатов ИД (социальная, экономическая, экологическая, техническая).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Игошев, Б.М. История технических инноваций : учеб. пособие / Б.М. Игошев, А.П. Усольцев. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 352 с.
  2. Лесков, С.Л. Живая инновация. Мышление XXI века. М.: Просвещение, 2010. – 256 с.
  3. Мазуренко, С. Инновации – это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Известия, 03 декабря 2008г.

Категория: Доклады пленарного заседания | Добавил: grebnevaDM (09.02.2014)
Просмотров: 1332
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz