Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2015 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе

Роль интерактивной доски в обучении детей дошкольного возраста

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ВОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывают актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования, в частности интерактивной доски.  Современные исследования позволяют предположить, что использование интерактивной доски может обеспечить условия для сотрудничества и позитивного опыта обучения среди детей или в общении детей и взрослых. При этом такой результат не возникает сам собой. Педагоги дошкольного образования должны отдавать отчет в том, какого именно обучающего взаимодействия они хотели бы достичь при использовании интерактивной доски (включая взаимодействие взрослых и детей или взаимодействие между самими детьми), и применять технологию интерактивной доски, адекватную поставленным целям.

   Итак, педагоги очень заинтересованы в том, чтобы понять, как интерактивную доску можно использовать в дошкольном образовании. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений. Впрочем, если использовать интерактивную доску для поддержки дошкольного образования по всем предметам, включенным в программу, то эту технологию следует интегрировать таким образом, чтобы способствовать развитию у детей позитивного настроя на обучение. Необходимо поощрять дошкольников к использованию инструментов интерактивной доски в целях, которые возникают у самих детей в процессе игр. Принимая интегрированный подход, где использование интерактивной доски формируется в процессе взаимодействия педагога и детей, можно обеспечить детям широкие возможности развития во всех сферах обучения.

   Исследователи выделяют в дошкольном образовании четыре главные области обучения, в которых роль интерактивной доски можно реализовать оптимально:

   • Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом при решении задач, рисовании, видеозаписи или конструировании, обсуждении того, что дети видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками. Но для достижения максимальной пользы от применения интерактивной доски зачастую требуется участие взрослых.

   • Творчество. Для того чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых контекстах. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, при этом нет жесткого понятия «ошибки», а есть исследование свойств микромира при участии педагога и детей. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «что если…» Чтобы поддержать креативность детей, следует их побуждать: в процессе игры находить альтернативные варианты действий, всегда видеть возможность выбора, устанавливать связи между вещами, проводить необычные сравнения и смотреть на вещи с точки зрения других.

   • Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности для интеграции интерактивной доски в ролевые игры дошкольников. Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями туристического агентства, офисов и магазинов, в которых взаимодействие осуществляется в основном через сенсорный экран. Возможности здесь очень велики. Хотя существует явная необходимость большего развития программных продуктов для интерактивной доски, новаторы-педагоги, импровизирующие вместе с детьми, могут добиться очень многого.

   • Обучение обучению. Есть веские доказательства того, что интерактивные доски можно применять, чтобы помогать даже очень маленьким детям думать о мышлении, и что инструменты интерактивной доски, поддерживающие развитие универсальных учебных действий, в частности, помогающие в обучении обучению, это в основном те же средства, которые наиболее эффективным образом поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры.

   Изучая роль разных инструментов интерактивной доски и возможности их использования в развитии и обучении детей дошкольного возраста, исследователи выделяют следующие направления:

• ИД и грамотность;

• ИД и математическое мышление;

• ИД и наука;

• креативность, способность к решению проблем и игровые модели;

• визуальная грамотность и изобразительное искусство;

• медиаобразование (цифровая анимация);

• музыкальное образование.

   Для того, чтобы современная тенденция использования интерактивной доски внесла позитивный вклад в эти направления, дошкольники должны применять её в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах. Развитие — самая общая цель образования детей младшего возраста.

    Коллектив детского сада №137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти также старается идти в ногу со временем. Так, в начале 2011 г. было принято решение о приобретении интерактивной доски. После консультации с поставщиком руководство детского сада остановило выбор на многопользовательской доске SMART Board нового поколения, позволяющей детям выполнять задания у доски, как с помощью руки, так и с помощью  использования специальных маркеров. Коллектив детского сада с энтузиазмом воспринял появление нового оборудования, несмотря на то, что раньше ничего подобного педагоги в своей работе не использовали, и освоение новой технологии требовало определенных усилий. Однако ожидаемый положительный результат применения интерактивной доски перевесил возможные сложности. Новое оборудование удалось внедрить в работу достаточно быстро, чему способствовали: организация стажировочных площадок на базе детских садов лаборатории «Информационные технологии» под научным руководством д.п.н., профессора Тольяттинского государственного университета Руденко И.В.; серия учебных пособий лаборатории образовательных технологий по разработке и внедрению конспектов занятий с использованием интерактивной доски. В настоящее время интерактивную доску активно применяют в работе с детьми воспитатель развивающего обучения, психолог, музыкальный руководитель.

   Непосредственно образовательную и развивающую деятельность с использованием доски педагоги проводят два-три раза в неделю, при этом используются как готовые электронные образовательные ресурсы, так и собственные разработки в PowerPoint и программном обеспечении доски. Непосредственная образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. После проведения регулярных занятий педагоги отметили положительную эмоциональную реакцию детей на занятия.

   В старших группах интерактивная доска используется для организации практически всех видов непосредственно образовательной деятельности: математики (ФЭМП), ознакомления с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте и т. д. При тематическом планировании часто используется прием интерактивных путешествий ("В осенний лес", "Наш Тольятти", "Ферма", «Магазин "Овощи-фрукты"» и др.). Для педагогов отпала необходимость готовить к занятиям громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии. Подготовка одного занятия занимает не более 15-20 мин. На занятиях с интерактивной доской очень приятно услышать от детей: "Вы - волшебники!"

   Педагоги также активно используют в работе готовые игры с дисков серии "Несерьезные уроки" (разработки компании "Новый диск"). Эти материалы адаптированы для детей дошкольного возраста, содержат множество заданий, воспитатель может легко встроить их в свою педагогическую разработку. Так, в течение четырехлетнего использования интерактивной доски наш детский сад выпустил два собственных пособия «Интерактивная доска Smart Board в работе с дошкольниками», «В мир природы с интерактивной доской».

   У детей, по наблюдению педагогов, повысился интерес к занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников, использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Воспитатели могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот. Несмотря на то, что воспитатели пока не в полном объеме задействуют возможности доски, она способствует повышению динамики воспитательно-образовательного процесса, помогает детям лучше усваивать новую информацию.

   Сегодня наблюдается беспрецедентный акцент на важности и качестве дошкольного образования в целом. Мы также видим, насколько высокую оценку дают использованию интерактивных досок педагоги дошкольного образования. Понятно, что им необходимо предоставить детям весь спектр возможностей для обучения и осмысления мира. Для этого необходимо создать развивающую среду, работать в союзе с родителями, защищать детей, осваивать массу новых идей и планировать учебные программы, отвечающие современным потребностям обучения детей дошкольного возраста.

   Таким образом, можно сказать, что в новаторских дошкольных образовательных учреждениях тщательно продумывают и анализируют образовательные цели и возможные выгоды от использования интерактивной доски в процесс обучения, игры и развития детей.

 

 

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе | Добавил: Mayya (16.02.2015)
Просмотров: 428
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz