Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2015 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

Современные направления и пути совершенствования содержания подготовки учителя информатики

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ  

   Принятые федеральные государственные образовательные стандарты для всех ступеней обучения, начиная с начальной школы и заканчивая высшим образованием, ставят как одну из важнейших задач обучения – формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. Уровень требуемых навыков использования информационно-коммуникационных технологий на разных ступенях обучения, конечно, различен, но поставленные задачи направлены на достижение одной цели: сформировать умения работать с информацией.

    Для создания условий реализации этой цели в сопровождающие стандарт документы включены метапредметные программы, в которых представлены требования к формированию ИКТ-компетенций учащихся, перечень учебных предметов и описание учебной деятельности, способствующей их формированию. ФГОС начального общего образования включает метапредметную программу «Информационная грамотность», представляет результат формирования ИКТ-компетентности как «активное использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач» [1].

    В ФГОС основного общего образования входят метапредметные программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» и «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Результатом обучения должны быть сформированные метапредметные «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности» [2].

   В ФГОС начального и основного общего образования сказано, что требования к организации учебной деятельности с целью формирования ИКТ-компетенций относится ко всем педагогам и при обучении всем школьным предметам. Таким образом, можно сказать, что профессиональная деятельность учителя информатики облегчена, так как все учителя начинают работать с использованием ИКТ, все ученики будут систематически вводиться в информационную образовательную среду и формировать навыки работы с информацией.

   Однако все совсем не так. Более того, эти требования ФГОС устанавливают дополнительные задачи учителю информатики и придают этой должности в школе значимую роль в организации информационной образовательной среды школы. Учитель информатики в современной школе должен нести следующие функции: учителя школьного предмета информатики; инициатора (организатора) процесса информатизации школы – создания информационной среды, мотивации других педагогов к внедрению ИКТ в учебный процесс, развитию и внедрению дистанционных образовательных технологий. Рассмотрим особенности каждой из этих функций и, исходя из этого, требования к подготовке современного учителя информатики.

Функции учителя информатики

   Требования ФГОС ООО к предметным результатам обучения по предмету «Информатика» в основной школе включают в том числе:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры,

  • развитие алгоритмического мышления,

  • формирование умений формализации и структурирования информации,

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации,

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права [2].

    Метапредметные универсальные учебные действия, названные в метапредметной программе «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» как формируемые при изучении информатики:

  • обращение с устройствами ИКТ:

  • работать с устройствами ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет,

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;

  • коммуникация и социальное взаимодействие:

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационной среде образовательного учреждения;

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;

  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением;

  • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета;

  • анализ информации, математическая обработка данных в исследовании:

  • проводить естественно-научные исследования в виртуальных лабораториях и социальные измерения, вводить измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

  • моделирование, проектирование и управление:

  • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов, компьютерным управлением и обратной связью;

  • проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, системы автоматизированного проектирования.

   Автор приносит извинения за столь большую выборку, но она необходима для обоснования дальнейшего рассуждения о том, чему следует учить будущего учителя информатики. Итак, кроме того, что следует из содержания предмета информатики, учитель информатики должен уметь:

  • использовать современные цифровые устройства (например, интерактивные доски; цифровые видеокамеры, микроскопы, датчики измерений; устройства голосования; робототехнику и другие вновь появляющиеся устройства);

  • осваивать среды виртуальных физических, химических и других видов лабораторий, проводить измерения и обработку результатов, использовать виртуальные лаборатории в учебном процессе;

  • осваивать среды виртуальных конструкторов и моделирования, использовать их в учебном процессе;

  • знать психологические особенности восприятия информации учащимися различного возраста, общения в социальных сетях, программные и технические возможности организации безопасной работы в сети Интернет;

  • применять современные педагогические технологии и методики организации учебного процесса: проектные технологии, учебную кооперацию, педагогику сотрудничества, внедрять методы оценивания, выявляющие способность учащихся к применению полученных знаний для решения реальных проблем.

   В разработанных ЮНЕСКО рекомендациях к ИКТ-компетентности учителя [3] выделены необходимые уровни владения информационными технологиями:

  • уровень, позволяющий организовать учебный процесс так, чтобы ученики могли осваивать новые знания, используя информационные технологии, компьютер и интернет-ресурсы;

  • уровень, позволяющий организовать учебный процесс так, чтобы ученики могли производить новые знания, используя информационные технологии, компьютер и интернет-ресурсы.

    Для этого учитель должен уметь:

  • «разрабатывать цифровые образовательные ресурсы;

  • выстраивать учебную среду;

  • использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать свое критическое мышление;

  • поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы.» [3, С. 15].

   Большую часть перечисленных выше компетенций невозможно сформировать при подготовке учителя, используя традиционную лекционно-зачетную систему обучения студента (послевузовского образования, повышения квалификации).  Чтобы учитель смог применять современные технологии и методики обучения, необходимо, чтобы он сам в своем обучении поучаствовал, «прожил» в этих технологиях с позиции ученика. Поэтому при подготовке учителя информатики следует организовывать учебный процесс так, чтобы большая часть времени обучения выделялась на самостоятельную, групповую, сетевую работу.

   Перечислим некоторые методики, средства и ресурсы Интернета, которые могут (должны) быть применены для достижения поставленных выше результатов. Создание закрытых учебных сообществ, групп для решения учебных задач: сообщества Google+, закрытые группы в социальных сетях, блоги группы. Изучение некоторых дисциплин (тем) с использованием дистанционных технологий, в том числе обязательное самостоятельное изучение в рамках открытых on-line курсов сети Интернет. Организация само- и взаимооценивания, коллективной on-line деятельности для решения учебных задач: использование облачных сервисов Google, электронных рабочих тетрадей, например, в виде страниц в блоге группы (Kidblog), wiki-сайтов, самостоятельной работы по изучению тем, например, в формате блог-урока.

   Формирование навыков анализа информации: использование ресурсов создания ментальных карт, лент времени, построения диаграмм и других средств инфографики. Освоение новых цифровых устройств, в том числе элементов робототехники: знакомство с документацией, подключение, настройка, разработка дидактических материалов для данного устройства. Обязательное выполнение исследовательских учебных и социальных проектов, коллективное участие в сетевых проектах (Globallab и др.); разработка и проведение локальных и сетевых проектов.  Анализ и разработка электронных образовательных ресурсов, в том числе в on-line сервисах Интернета (LerningApps, Demos, виртуальных конструкторах и средах моделирования). Проведение рефлексии своей деятельности, деятельности группы, организации учебного процесса: использование инструментов мозгового штурма (виртуальные доски, стены), визуального представления итогов рефлексии (облако слов), итоговые дискуссии (блоги, сообщества).

Функции организатора процесса информатизации школы

   Учитель информатики должен быть способен и готов взять на себя функции ответственного за информатизацию образовательного учреждения. Для этого он должен:

  • знать нормативные федеральные и региональные документы, регламентирующие использование информационных технологий, уметь работать с ресурсами Интернета, содержащими законодательные документы,

  • уметь анализировать и разрабатывать нормативные локальные акты,

  • знать ресурсы и программное обеспечение для организации защищенной, безопасной информационной среды школы и уметь использовать их для практической реализации, обеспечить защиту интеллектульных прав педагогов на их разработки

  • уметь организовать обучение и мотивацию педагогов работе в информационной среде, консультативную поддержку педагогам при использовании и разработке электронных учебных материалов, организации личной информационной среды.

   Это определяет дополнительный круг компетенций, которые должны быть сформированы у учителя информатики, и, следовательно, расширяет перечень дисциплин и тем, которые должен изучить студент (слушатель повышения квалификации). Сюда входит:

  • работа с юридическими документами, анализ законов в области образования, создания информационного общества в Российской Федерации, защиты информации и интеллектуальных прав и др., работа с юридическими справочными базами (Консультант, Гарант)

  • изучение технологии организации безопасной работы в сети интернет: программное и техническое обеспечение, психологические нагрузки и риски, консультативная помощь педагогам и учащимся,

  • технологии и ресурсы организации корпоративного (школьного) документооборота.

    Как было показано ранее, обучение должно проводиться в деятельностной форме. Т. е. в процессе обучения должна быть создана некая виртуальная школа с контингентом учащихся и педагогическими кадрами, оговоренными особыми условиями (принадлежность школы сельской или городской территории, статус школы – основная, средняя, гимназия и т. п., материальная база), в которой студенты должны разработать и организовать информационную среду. Это может быть длительный интегративный индивидуальный проект, который выполняет студент на протяжении одного-двух лет обучения, наполняя его материалами и разработками по мере изучения новых дисциплин и тем, необходимых для выполнения данного проекта. Это может быть групповой итоговый проект после изучения соответствующей темы в программе обучения или групповой проект, рассчитанный на самостоятельное изучение всех вопросов и материалов, необходимых для его выполнения.

   Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка современного учителя информатики - это не только обучение его содержанию предмета и методике преподавания, но, в большей степени, формирование навыков самостоятельной профессиональной деятельности в различных направлениях, навыков работы в информационном пространстве, организаторской деятельности. Обучить этому можно только моделируя в процессе обучения процесс профессиональной деятельности.    

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://Минобрнауки.рф/Документы/922 (дата обращения 28.01.2015)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://Минобрнауки.рф/Документы/938 (дата обращения 28.01.2015)

  3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения 28.01.2015)

 

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: Mayya (16.02.2015)
Просмотров: 377
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz