Суббота, 18.08.2018, 15:24
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2015 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

Использование интерактивных сетевых сервисов

Образовательный процесс – это сама жизнь,
а не подготовка к будущей жизни…
Дж. Дьюи

   Сегодня молодёжь учится в реалиях XXI века. Для современных студентов, которые являются «аборигенами цифрового мира», информационно-коммуникационные технологии существуют с самого дня их рождения, они живут в мире, где растворяются физические границы, и ИКТ дают возможность мгновенно устанавливать связь с людьми по всему миру. Преподаватели сталкиваются с проблемой эффективного вовлечения таких студентов в процесс обучения, развития у них умений использования ИКТ и обучения знаниям, качествам и умениям, которые необходимы для достижения успеха в будущем.
В прошлом успех в работе, прежде всего, был основан на индивидуализме и достигался через соперничество с коллегами. Тем не менее современные исследования показали, что люди, работающие в команде, чаще достигают успеха. Стремительный прогресс новых технологий сделал взаимодействие на расстоянии легко осуществимым. Временные и территориальные барьеры стираются, когда бизнес-встречи происходят виртуально, осуществляется электронный обмен данными и профессиональная совместная работа идёт онлайн.
   Возможности использования интернет в организации познавательной и учебной деятельности студентов достаточно широки. Это наиболее адекватный инструмент реализации концепции непрерывного образования. Интернет-технологии постепенно встраиваются в традиционный учебный процесс образовательного учреждения и постепенно становятся его неотъемлемой частью.
   Под использованием интернета в целях образования в широком смысле понимается применение всех возможных интернет-ресурсов, веб-технологий, сервисов и средств совершенствования обучения и управления образовательным процессом. В настоящее время преобладает концепция освоения интернета с помощью социальных сетевых сервисов. Понятие сетевых сервисов напрямую связано с понятием Веб 2.0. Это понятие ввёл Тим О’Рейлли. По его определению, Веб 2.0 – это методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются [2]. Особенностью Веб 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Исходя из этого, под сетевым социальным сервисом понимают виртуальную площадку, связывающую людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединённых в сеть (интернет) и сети документов (Всемирной паутины) [3].
   В настоящее время сетевые социальные сервисы позволяют организовать:
– творческую деятельность сетевого характера;
– общение;
– поддержку и развитие социальных контактов;
– совместный поиск, хранение, редактирование и классификацию информации;
– обмен медиаданными;
– выполнение множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты и пр.
   Общие составляющие социальных сервисов таковы:
– использование социальных сервисов подталкивает людей к участию в совместной деятельности. Сервисы предоставляют простые инструменты для решения повседневных задач – распространение фотографий, продажа ненужных вещей, поиск нужных сведений;
– принимая участие в совместной деятельности с использованием социальных сервисов, люди меняют свою позицию с потребительской на созидательную;
– социальные сервисы помогают людям взаимодействовать между собой, задавая простые правила такого взаимодействия.

   Сетевые сервисы превращаются в средства, при помощи которых хорошо думать, точно так же, как это произошло с компьютерами. Среди многообразия способов классификации сервисов Веб 2.0 наиболее простой представляется пользовательская классификация, устроенная по принципу «что можно делать с помощью этого средства».
   1. Вики – сфера деятельности, в которой авторы работают над Вики-страницами коллективных гипертекстов.
   2. Блоги – сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи.
   3. Поисковая сфера, в которой участники ищут, сохраняют и классифицируют найденную информацию.
   4. Социальные сети – сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и организуют взаимодействие.
   5. Карты.
   6. Логосфера – сфера деятельности, в которой авторы создают и обмениваются своими программами и их фрагментами.
   7. Облака сервисов, в которых участники используют все многообразие сервисов, собранных «под зонтиком» какой-то одной корпорации – Google, Яндекс, Yаhoo.
   Социальные сервисы и деятельность внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности.
   1. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
   2. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания.
   3. Освоение информационных концепций, знаний и умений.
   4. Наблюдение за деятельностью участников сообщества.
   Использовать сетевые сервисы можно при ИТ-подготовке студентов любых направлений и профилей. Выбор их достаточно велик [1]. Одним из несомненных достоинств сетевых сервисов является их интерактивность. В справочной литературе интерактивность рассматривается как способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком), как выработка тактики и стратегии организации совместной деятельности [4].
   Рассмотрим некоторые примеры использования возможностей сетевых социальных сервисов в образовательном процессе.
   1. В учебном плане подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в НТГСПИ выделена дисциплина «Компьютерное обеспечение образовательного процесса». Эта дисциплина ведется с применением интерактивных сетевых сервисов. Для каждого профиля создается отдельная страница в интернете (на сайте ИнтеВики – http://wiki.iteаch.ru), на которой для студентов размещаются необходимые шаблоны, справочные материалы, инструкции по выполнению заданий. На этой же странице формируется список студентов, которые размещают там ссылки на выполненные работы (примеры портфолио учебных проектов).
   2. Для отражения «продвижения» студентов создается Google-таблица, в которой преподаватель отмечает выполненные студентом задания или пишет комментарии и замечания к заданиям, нуждающимся в доработке. Таким образом, студенты имеют постоянную возможность получения информации как о самих заданиях, так и о своем прогрессе. Подобная организация позволяет студентам, пропускающим занятия, восстанавливать пропущенные темы. Такой подход даёт всем студентам дополнительные инструменты и ресурсы для успешного освоения учебного материала. Помимо этого подобное использование таблиц Google позволяет более эффективно организовать накопительную бально-рейтинговую систему, поскольку подсчет всех баллов ведётся автоматически и от преподавателя только требуется своевременно вносить баллы студентов в таблицу.
   3. Во время занятий студенты получают задания по совместному созданию различного рода продуктов – опросов, статей, презентаций и т. д. Такая совместная работа организуется средствами документов Google. Так, например, студенты направления социальная работа пишут совместную статью «Кто такой социальный работник», в которой общими усилиями исследуют свою предметную область.
   4. Обсуждения и рефлексия по отдельным темам и по дисциплинам в целом проводятся в блогах (https://www.blogger.com/) или в форумах в системе дистанционного обучения MOODLE (http://do.ntspi.ru/). Студенты не только высказывают свою точку зрения по изученному материалу, но и обсуждают друг с другом возникающие затруднения, вносят предложения по улучшению курса в целом.
   5. Для некоторых дисциплин создается календарь, в который вносятся все занятия в соответствии с расписанием и рабочим планом. Для каждого занятия указывается тема, цель и необходимые материалы для подготовки (если это предусмотрено). Студентам предоставляется доступ к этому календарю, и им на электронную почту заранее (в зависимости от настроек) приходят сообщения о предстоящих событиях.
      Помимо приведённых примеров существуют сервисы, которые позволяют реализовывать отдельные интерактивные методы обучения. Так, например, сервис для построения схем Fishbone (http://www.clаsstools.net/educаtion-gаmes-php/fishbone/). Студентам предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала. На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней – факты, подтверждающие, что эта проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет преподаватель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решения описанных проблем.
     Кроме рассмотренных существует множество сетевых сервисов, которые также предоставляют широкий спектр средств для организации образовательного процесса. Каждый сервис может быть использован для построения веб-ориентированной модели образования, которая характеризуется полной свободой от каких бы то ни было пространственно-временных ограничений и доступностью для всех заинтересованных участников образовательного процесса вне зависимости от их местонахождения. Именно в сочетании инновационности с комплексностью заключается главное преимущество этой модели.


Литература

1. Балуев, Д. Секреты приложений Google / Д. Балуев. М. : Альпина Паблишерз, 2010. 288 с.
2.  О'Рейлли, Т. Что такое Веб 2.0: [Электронный ресурс]. URL: http://old.computerrа.ru/think/234100/ (Дата обращения 01.04.2014).
3. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0.: М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 176 с.
4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеразвивающих учреждений / Авт.-сост. В. А. Межериков; Под ред. П. И. Пидкасистого. – Ростов н/Д, 1998.

 

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: Mayya (08.04.2015)
Просмотров: 347
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz