Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2015 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

Информационное взаимодействие информационно-образовательном пространстве педагогического вуза

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

   Усиливающееся внимание к проблемам образования повысило интерес общества к вопросам педагогического образования. Вызвано это от-части тем, что образование все больше понимается как достояние личности, средство ее самореализации и построения личной карьеры. Перед образованием ставят новые цели, например, формирование готовности к учению в течение всей жизни. Соответственно, должны быть изменены подходы к подготовке педагога, который уже не играет доминирующую роль, а взаимодействует, сотрудничает с обучаемыми. Актуальными становятся динамичная структура учебных дисциплин, вариативные формы организации обучения, самостоятельная работа учащихся. Особо следует отметить обусловленную глобальными процессами информатизации общества информатизацию образования. Перед педагогическим образованием ставится задача подготовки ученика к успешной жизни в условиях информационного общества, что выдвигает новые требования к учителю: он должен ориентироваться в мире информации, уметь эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в своей деятельности, а также для повышения своего профессионализма.
   Информатизация общества занимает видное место в сфере стратегических государственных интересов Российской Федерации. На самом высшем уровне указывается на важность развития информационных технологий для нашей страны, определяются имеющиеся проблемы и пути их разрешения, а также отмечается ведущая роль государства в развитии информатизации. Имеется целый ряд программ федерального и другого значения, посвященных данному вопросу. Остановимся на государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». В ней, в частности, отмечается, что: «проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного про-ведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти» [2].
   Интерес со стороны государства к обозначенной проблеме неслучаен. На передовые технологии, в том числе и информационные, возлагаются большие надежды в плане повышения производительности труда, эффективности и конкурентоспособности экономики. Мероприятия, планируемые в программе [2] и других подобных программах, направлены на обеспечение универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к инфраструктуре информационных технологий и услугам на базе информационных технологий. Отметим, что в качестве необходимых условий достижения целей в программах особо выделяются мероприятия, направленные на повышение готовности населения к возможностям информационного общества, в том числе:
­    - создание условий для повышения компьютерной грамотности населения;
  - подготовка и переподготовка специалистов в сфере информационных технологий на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий;
  - создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения;
­   - создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения;
  - внедрение информационной системы непрерывного дистанционного обучения и справочно-методической поддержки учителей обще-образовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе при обмене опытом и лучшими практиками в этой сфере;

  - создание единой территориально распределенной системы доступа к разрабатываемым электронным образовательным ресурсам в рамках единого образовательного интернет-портала.
   Следовательно, можно констатировать важность подготовки специалистов в области обучения использованию информационных технологий, так как именно они в большей мере должны способствовать скорейшему достижению поставленных задач в области информатизации нашего общества. Так, в качестве приоритетного в программе [2] определяется следующее мероприятие: «развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки, в том числе: … развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения…». Таким образом, государство ставит перед сферой образования задачу организации и развития электронного обучения.
   Массовое применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, к изменению способов и средств информационной деятельности. Происходящая модернизация затрагивает и сферу образования. В условиях информатизации образования информационная деятельность приобретает новый смысл, определяемый тенденциями развития современного информационного общества. Это отражено, например, в следующем определении: «Информа-ционная деятельность – это деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражирова-нию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и скоростная передача любых объемов информации, представленной в различной форме, с использованием со-временных средств ИКТ» [6, C. 10].
   Следует отметить, что информационная деятельность учащегося отличается от информационной деятельности обычного пользователя. Она решает другие задачи, осуществляется в других условиях, имеет другое содержание, формы и результат. В частности, особенностью информационной деятельности учащегося является то, что она реализуется в ходе его учебной деятельности, являясь ее неотъемлемой частью, и это приводит к изменениям в организации и осуществлении самой учебной деятельности. Средства информатизации непрерывно совершенствуются и развиваются, появляются новые и более перспективные. Одним из основных назначений подобных средств остается организация информационного взаимодействия. Оно определяется как процесс передачи-приёма информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация и пр.) при реализации обратной связи, развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней) при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации [1, С. 110]. Если на ранних этапах внедрения компьютерной техники в учеб-ный процесс такое взаимодействие осуществлялось, в основном, с использованием физических носителей (магнитная лента, флоппи-диск, CD и т.п.), то в настоящее время основной магистралью передачи информационных учебных ресурсов, а также средством общения участников учебного процесса являются компьютерные сети. Говорить же о сравнении возможностей физических носителей и компьютерных сетей в плане организации информационного взаимодействия не приходится.
   Однако сами по себе компьютерные сети с их огромным образовательным потенциалом не позволят решить проблему организации учебного информационного взаимодействия. Отдельные образовательные сайты, сайты преподавателей, on-line учебники и т.п. не образуют единую систему с установленными правилами доступа, унифицированной формой подачи материала и контроля его усвоения. Необходима среда, информационная система, обладающая банком информационных ресурсов и возможностью их актуализации, способная подключаться к другим банкам информации и интегрироваться с другими системами, а самое главное – позволяющая технологизировать этапы обучения, придать им новое содержание, отвечающее современным реалиям информационного общества. Такие задачи способна решать информационно-образовательная среда.
   Под  информационно-образовательной средой в настоящее время понимается комплекс информационных образовательных ресурсов с не-обходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством. Подобные среды существуют и применяются в образовании, в частности, в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» уже несколько лет управление вузом и учебным процессом осуществляется на основе системы «Инфо-вуз» [3]. Данная система предназначена для организации информационного пространства учреждений высшего профессионального образования на базе Microsoft Office SharePoint Server. В основе системы лежат связанные организационная и процессная модели учебного заведения, используются принципы процессного управления. Она предоставляет управляющим структурам вуза целый ряд возможностей, среди которых можно выделить следующие:
­    - централизованное хранение информации (документов или записей);
­    - реализация разграниченного доступа к информационным ресурсам системы; 
­    - подача и регистрация заявок подразделений;
­    - управление задачами и организация контроля за их исполнением;
­    - различные оповещения сотрудников и подразделений;
­    - публикация, регистрация и утверждение документации, в том числе управляющей (регламентирующей);
­    - сбор сведений от сотрудников посредством опросов, анкетирования и т.п.;
­    - организация форумов для электронных обсуждений;
­    - планирование событий в электронном календаре;
­    - совместная работа над одним документом.
   Кроме реализации функций управления, информационно-образовательная среда предоставляет всем участникам учебного процесса возможности удаленного интерактивного доступа ко всем образовательным ресурсам учебного заведения и к управлению учебным процессом. При этом удаленный доступ подразумевает доступность информации в любом месте и в любое время. У каждого участника сети есть свой узел и возможность доступа к ее информационным ресурсам. Следует отметить, что начальный этап внедрения системы «Инфо-вуз» по-требовал проведения масштабных мероприятий по организации инфор-мационно-образовательного пространства, позволяющих говорить о та-кой доступности. Так, потребовалось создание сети, объединяющей все подразделения института, все компьютерные классы. Параллельно велась подготовка преподавательского состава и студентов к работе в но-вой системе.
   Другой масштабной проблемой стало наполнение среды учебным контентом – информационно-образовательными ресурсами. К образовательным ресурсам относится учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса (интерактивные электронные учебные курсы, тренажеры, тесты, курсы видеолекций и т. д.). Была проведена большая работа по формирова-нию данных материалов. Кроме перевода контента в электронный вид, велась работа по освоению и внедрению нового вида обучения – электронного. Наряду с обучающими и демонстрационными материалами был создан банк данных контрольных и тестирующих материалов. Становление банка информационно-образовательных ресурсов и его после-дующее развитие позволило от проблемы наполнения перейти к информационному взаимодействию на основе содержимого этого банка.
   В настоящее время в педагогическом институте создана и функционирует интерактивная корпоративная среда, обеспечивающая безлимитный бесплатный доступ к вузовской и глобальной сетям из любой точки института, что позволяет говорить об организации электронного обучения и использовании интерактивных образовательных технологий. Находясь в сети, студенты и преподаватели могут реализовать полно-ценное информационное взаимодействие, которое организуется как с помощью форумов и областей обсуждения, так и посредством назначений. Назначение преподавателя для студентов может содержать различ-ные материалы: конспекты лекций, презентации, лабораторные работы, задания для самостоятельной работы, тренажеры, ссылки на Интернет-ресурсы и другое. Особо стоит отметить возможность назначения контролирующих тестов, результаты которых обрабатываются и моментально отправляются преподавателю автоматически. Преподаватель имеет возможность в любой момент проследить динамику прохождения тестов, узнать результаты тестирования и вернуть назначение, если тест не пройден или за его прохождение студент получил низкую сумму бал-лов и хочет повысить свою оценку. Все результаты обучения и контроля собираются в один документ – электронный журнал, доступный как для преподавателя, так и для студентов (только для просмотра). Студенты всегда могут узнать информацию о своих оценках, получить задания от преподавателя, а выполнив их, вернуть ему на проверку. 
   В распоряжении студентов имеется современная библиотека, которая полностью перешла на электронную каталогизацию и осуществляет свою деятельность в том числе и удаленно. Институт также имеет доступ к электронной библиотеке образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ, а также доступ к электронным каталогам РГБ. Кроме этого, преподаватели подключают дополнительные сетевые ресурсы, которые востребованы в ходе изучения их дисциплин.
   Отметим и другие сферы применения системы «Инфо-вуз»: проведение педагогических практик, организация дистанционного обучения, управление работой студенческих научных и исследовательских групп и сообществ, формирование образовательного контента с использованием wiki-технологий. Так, например, в институте функционирует Малая школьная Академия, в состав которой входят школы: физико-математическая, биолого-химическая, историко-обществоведческая, филолога и иностранных языков. Преподающие в Академии квалифициро-ванные преподаватели вуза помогают школьникам подготовиться к предметным олимпиадам, к конкурсам исследовательских работ, а также к успешной сдаче ЕГЭ. При работе со школьниками в деятельности Академии активно применяются дистанционные образовательные технологии на базе сетевого взаимодействия в среде «Инфо-вуз».
    Таким образом, в ходе обучения студенты нашего педагогического вуза постоянно находятся в поле информационно-образовательной среды, являясь ее активными участниками. Это позволяет одновременно решать две задачи: обучение студентов с включением элементов электронного обучения и приобщение их к применению информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности. Кроме этого, существенно расширилось поле субъектного взаимодействия, включившее школьников, родителей студентов и потенциальных работодателей. Если говорить о мировых тенденциях в развитии систем образования, то обязательно нужно остановиться на такой форме, как асинхронная индивидуально-ориентированная организация учебного процесса. Именно при такой форме следует говорить о высокой востребованности информационно-образовательных сред. Не останавливаясь здесь на рас-смотрении данной формы, отметим, что более подробно ознакомиться с ней можно, например, в [4] и [5].
   При переходе на асинхронную индивидуально-ориентированную организацию учебного процесса возникает необходимость коренной переработки информационно-программного обеспечения в сфере планирования, организации и управления учебным процессом, а именно внедрение и применение информационно-образовательных сред. С их помощью преподаватели могут заявлять свои курсы; подробно излагать их содержание и поддерживать их актуальность; показывать их значимость для будущей профессии обучаемого; представлять портфолио с указанием своих достижений и имеющегося опыта; доводить до студен-тов сведения о привлеченных к преподаванию специалистах. Обучаемые в свою очередь с помощью данной среды могут знакомиться с предложениями преподавателей и их портфолио; записываться на выбранные курсы; определяться с удобным временем посещения занятий.
   Отметим, что при всех положительных сторонах (равно как и проблемах) асинхронной индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, немногие вузы РФ перешли на эту форму обучения, в отличие, например, от европейских вузов. Но там, где такой переход осуществляется или уже осуществлен, обязательно применяется инфор-мационно-образовательная среда. Именно она позволяет помочь в решении многих проблем, связанных с переходом на новую форму организации учебного процесса. Возвращаясь к обсуждению вопроса о применения информационно-образовательных сред в педагогическом образовании, отметим, что их составляющие должны быть направлены на формирование педагогической культуры личности. Такие среды обеспечивают взаимодействие  информационной, технической и учебно-методической подсистем, орга-низующих учебный процесс и его участников. В сфере педагогического образования они формируют ценностное отношение к педагогической деятельности, мотивацию к ней, опыт учебного и межличностного общения.
   В заключение отметим, что процесс масштабного внедрения информационно-образовательных сред в педагогическом образовании только начинается и уже в ближайшем будущем они станут таким же привычным явлением, как персональный компьютер и Интернет. Функционал подобных сред будет расширяться и совершенствоваться, открывая но-вые образовательные возможности их использования. Но одно останется – они позволяют подготовить педагога к активному применению ин-формационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, к передаче подобного опыта ученикам, готовя их к полноценной жизни в современном обществе, к поиску себя и своего места в информационном мире, к участию в информационном взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
2.  Правительство России, документы: распоряжение от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/gov/results/12932/ (дата обращения 30.12.14).
3. Предложения Microsoft для образования: система управления вузом ИНФО-ВУЗ 2009 [Электронный ресурс]. URL:  http://www.microsoft.com/rus/education/partners/livebusinesssolutions.aspx (дата обращения 30.12.14).
4. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
5. Сафонов В.И. Организация информационного взаимодей-ствия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 48–52.
6.    Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2006. 88 с.

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: Mayya (16.02.2015)
Просмотров: 387
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz