Суббота, 18.08.2018, 15:24
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
Волкова И.С.
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», 
г. Воронеж, Россия

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

Картография и геодезия в современном информационном обществе

Отрасль геодезии и картографии - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, содействующий гармоничному развитию регионов, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы. Результатом деятельности отрасли является высокотехнологичное картографо-геодезическое обеспечение страны, являющееся основой формирования и развития современной инновационной экономики на период до 2020 года, связанной с внедрением новых технологий [7]. В современном информационном обществе прослеживается тенденция возрастания роли картографической науки.

Место и роль инновационных информационных технологий в учебном процессе картографической подготовки школьников

Существующая в современной школьной географии система картографических знаний и умений еще во многом отражает устаревшие представления о картографической науке[3]. На изменение сложившейся ситуации направлена проходящая в нашей стране реформа общего образования путем введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так, в соответствии с ФГОС ООО, одной из главных задач в обучении географии остается формирование картографической грамотности школьников. Решение ее возможно через обучение школьников способам деятельности читать и составлять план местности, ориентироваться в пространстве, картировать информацию, работать с различными тематическими картами и картографическими изображениями, географическими моделями, проектировать на карте и картосхеме размещение социокультурных объектов в географической среде, кодировать результаты проведенных географических практик на основе картографических методов познания и т.д. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период, умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; находить на ней и называть включенные в легенду знаки; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы [8].

Формирование базовых картографических понятий, умений, согласно  ФГОС, начинается с 5 класса, с курса, который должен стать началом  школьной географии. Для определения возможности использования на уроке вариативных технологий на основе ИКТ, применения мультимедиа средств обучения географии, самостоятельной познавательной деятельности учеников, использования активных форм организации учебного процесса, направленных на формирование творческой деятельности школьников по картографии и геодезии, нами  были проанализированы картографические материалы в новых  авторских рабочих программах по географии и в соответствующих им линиях учебников для 5 классов. Результаты помещены в таблице 1.

Таблица 1

 Структура картографических разделов в некоторых действующих учебных пособиях школьной географии [8]


Остановимся на выводах по таблице. Как видно, на изучение топографии и картографии в школе наибольшее количество часов отводится в  учебнике Лобжанидзе А.А. «География. Планета Земля 5-6 класс» - 12 час., в учебнике Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. «Начальный курс географии» - 14 часов и в учебнике Летягина А.А. «География. Начальный курс 6 класс» - 9 часов. Содержание картографических тем в анализируемых учебниках разныое.  Например, в учебнике Лобжанидзе А.А. на первом уроке учащиеся знакомятся с картой, планом местности и аэрокосмическими снимками. Далее учащиеся более углубленно изучают математическую основу, содержание карты,  масштаб, условные знаки, способы изображения неровностей земной поверхности. После изучаются стороны горизонта, ориентирование, съемка местности,  формируются компетенции по составлению плана местности.

В учебнике Герасимовой Т.П. и Неклюковой Н.П. в разделе «План местности. Географическая карта» учащиеся знакомятся с условными знаками плана, с масштабом. На практических занятиях  они определяют по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу и читают план местности. В следующей теме идет изучение особенностей изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий и на аэрокосмических снимках. По завершению темы учащиеся должны уметь определять по глобусу и карте расстояния и направления, описывать по плану карту полушарий и России.

В учебнике  Летягина А.А. на изучение тем картографии, геодезии и топографии отводится наименьшее количество часов, по сравнению с вышеуказанными учебниками.  Автор выделяет две темы: 1. Изображение поверхности Земли. Ориентирование на местности (план местности,  азимут, масштаб, абсолютная и относительная высота). 2. Глобус и географическая карта – модели земной поверхности. Во время изучения этой темы ученики учатся  определять по карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.

 Большие различия в анализируемых учебниках в разделе «План и карта» коснулись, прежде всего, структуры раздела. Важным компонентом во всех учебных пособиях является обучение учащихся практическим приемам работы с картографическими произведениями: составлению географических описаний территории по плану и карте (навыки простого чтения картографических произведений). Уроки, посвященные изучению глобуса, плана местности и  географической карте в учебниках предполагаются проводить со знакомством с другими картографическими произведениями. Глобус рассматривается совместно с другими геоизображениями на первом уроке темы,  план рассматривается совместно с аэрофотоснимками и карта рассматривается совместно с космическим снимком. Темы «Изображение неровностей земной поверхности на плане» и «Изображение высот и глубин на физических картах» объединены в один урок «Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности» в учебнике Лоджанидзе А.А. В учебных пособиях Герасимовой Т.П. и Неклюковой Н.П. объединены уроки по темам: «Съемка местности» и «Способы глазомерной съемки. Составление плана местности». Отметим, что учебник А.А. Лобджанидзе «География. Планета Земля» содержит тему посвященную ГИС, которая завершает картографический раздел. Такой подход мы оцениваем в качестве инновационного, поскольку с введением ФГОС ООО предъявляются серьёзные требования в обучении географии к освоению информационно-образовательной среды на электронных носителях в режиме широкого использования ИКТ, мультимедиа средств, формирования ИКТ - компетентности.

Также наш анализ выявил, что большинство тем школьного курса географии для 5 и 6 класса по картографии и геодезии могут быть изучены на основе использования электронных образовательных ресурсов. В своей работе мы понимаем под информационными образовательными технологиями все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Информационные образовательные технологии открывают новые возможности картографической подготовки школьников: 

1.Читать и составлять карты

2.Вести самостоятельный поиск

3.Работать с литературой

4.Системно излагать содержание научных понятий

5.Формализовать и структурировать материал

6.Анализировать, классифицировать, сравнивать, моделировать изучаемый объект, процесс, явление

Компьютер обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить разного рода зависимости и соотношения, что особенно важно при картографической подготовке учащихся. Учителя-предметники выделяют следующие типы уроков по географии в 5-6 классах по способу использования информационных технологий с применением компьютера [2]:

1.Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;

2.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

3.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные образовательные программы по географии 5-6 классов включают в себя разные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Познавательны для учеников электронные энциклопедии и электронные справочники. Использование на уроке мультимедийного учебника, электронных карт намного повышает эффективность урока. Однако материалов по картографии и геодезии в компьютерных образовательных программах, на наш взгляд, пока крайне недостаточно.

Требования ФГОС ООО предполагают смену парадигмы получения образования - от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Современная картография обладает богатым арсеналом картографических изображений, с которыми школьники должны быть ознакомлены [1]. Вместе с тем, есть необходимость в разработке учебных компьютерных программ под условными названиями: «Редактор карт», «Интерактивные картографические модели», «Упражнения по картографии и геодезии», «Анимации по картографии и геодезии ». Разработанные с учетом возраста их потребителей и активно внедренные в учебный процесс, они будут способствовать практической направленности картографической  подготовки учащихся. Кабинеты географии средних учебных заведений, оснащенные интерактивными досками, персональными компьютерами, с использованием, например, доступного для учеников 5-6 классов графического редактора Paint, позволяют проводить практические занятия картографического содержания основанные на принципах наглядности, проблемности, моделирования [4].

Считаем, что выпускники географических факультетов педагогических вузов должны быть подготовлены по программам «Геоинформационное картографирование», «Математико-картографическое моделирование», «Интернет-технологии в картографии», «Экологическое картографирование» и др. [5].

 Инновационным направлением работы учителей географии должны стать их предметные сайты [6]. Картографические и геодезические материалы методического характера помещенные в них, могут восполнить недостатки в картографической подготовке школьников.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Берлянт, А. М. Геоиконика. /А.М. Берлянт. М.: Астрея, 1996. 208 с.
  2. Блинова, М.В. Использование информационных технологий и мультимедиа на уроках географии и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/ispolzovanie-informatsionnykh-tekhnologii-i-multimedia-na-urokakh-geografi (Дата обращения 17.01.2013)
  3. Буланов, С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии. / С.В. Буланов. М.: Астрель, 2001.190 с.
  4. Волкова, И.С., Дмитриева, М.Л. Использование ИКТ при формировании картографической грамотности школьников // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: тезисы докладов седьмой региональной научно-практ конф. Воронеж: ВГПУ, 2013. С. 33 -36
  5. Волкова, И.С. Картографическая подготовка учителей географии в логике компетентностного подхода // Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования : матер. Всерос. конф. Воронеж: ВГПУ, 2010. С.225-226
  6. Пащенко, О.Н. Предметный сайт учителя – инструмент инновационной деятельности // Информатика. Все для учителя. 2012. №12. С.6-8
  7. Пояснительная записка к проекту Программы развития геодезии и картографии основе Плана мероприятий реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://rud.exdat.com/download/docs (Дата обращения 21.07.2012)
  8. Примерные программы по учебным предметам. География. 5- 9 классы. М.: Просвещение, 2012. 75 с.


Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 770
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz