Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Мачихина С.О.,
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 
г. Екатеринбург, Россия

ПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существующая классно-урочная система позволяет вести только выборочное управление деятельностью учащихся. Время урока не позволяет уделить достаточно внимания работе с каждым учащимся в отдельности и оценить уровень подготовленности и степень понимания изучаемой темы каждым. Это приводит к снижению мотивации к обучению и, соответственно, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету.В связи с этим необходимы средства индивидуализации обучения. Таким образом, проблема состоит в том, как организовать управление самостоятельной работой учащихся с целью повышения их учебно-познавательной активности.

Определим основные понятия исследования.Возьмём за основу понимание управления в кибернетике. «Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем» [1, с.158]

Согласно кибернетике, у всякой управляемой системы можно выделить пять основных элементов:

  • первыми основным элементом выступает процесс, в котором оптимально преобразуются потоки ресурсов;
  • вторым элементом кибернетической модели является вход, который представляет собой поток потребляемых в процессе ресурсов;
  • третий элемент– выход– результат преобразования входов, то есть поток созданных или отработанных ресурсов.

Совокупность связей между элементами системы обеспечивает совместное функционирование потоков между элементами (звеньями) одной системы или между системами. Если связь осуществляет передачу выходного воздействия одного элемента на вход какого-либо последующего элемента той же системы, то она носит название прямой связи.

  • четвертый элемент кибернетической модели — обратная связь – связь между выходом какого-либо элемента и входом предшествующего ему в той же системе элемента;
  • пятый и последний элемент – ограничения, которые состоят из целей системы и так называемых принуждающих связей.

Так как «с точки зрения теории систем учебный процесс можно рассматривать как сложную динамическую адаптивную систему, функционирование которой направлено на достижение определенной цели» [2, с.81], мы можем перенести вышеперечисленные элементы на систему образования.

Процессом здесь является собственно процесс обучения. На входе системы находятся учащиеся, определённый объём информации, который следует передать им в процессе обучения, а также педагогический персонал и применяемые им средства обучения. На выходе мы, как правило, хотим получить владеющих передаваемой информацией на достаточно высоком уровне индивидуумов. Ограничением в этой системе является то количество времени, которое учитель может уделить работе с каждым из учащихся. Это ограничение порождает невозможность вовлечения в активный образовательный процесс каждого учащегося и нарушает, таким образом, обратную связь между учителем и учеником.

В современных условиях широкого распространения и общедоступности информационных технологий одним из путей решения обозначенной проблемы может стать использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ). ДОТ могут позволить вовлечь в активный учебный процесс каждого учащегося персонально, организовать постоянный контроль и самоконтроль учащихся и оценивание их работы отчасти программными средствами, отчасти лично учителем, обеспечить постоянную связь каждого учителя с каждым из обучаемых.

В качестве направления своей дальнейшей работы автор статьи видит разработку методики применения дистанционных образовательных технологий для управления самостоятельной работой учащихся школ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ланкин, В.Е. Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзаменупрофессиональной подготовки менеджера. /В.Е. Ланкин. Таганрог: ТРТУ, 2006. -304 с.
  2. Стариченко, Б.Е. Теория и практика оптимизации школьного образовательного процесса средствами информационных технологий : дис.д-ра пед. наук. / Б.Е. Стариченко. Екатеринбург: УрГПУ, 1999. 353 с.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (09.02.2014)
Просмотров: 331
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz