Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кудиенко О. И.,
ФГБОУ ВПО Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 
г. Нижний Тагил, Россия

ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В современной образовательной парадигме ученик и учитель являются равноправными субъектами образовательного процесса, активно взаимодействующими между собой. Как нельзя лучше об эффективности взаимодействия между учеником и учителем говорится в одной педагогической аксиоме: «Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет» [2].

Образовательный процесс представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие. Оно включает в себя как взаимодействия между учителем и учеником, так и взаимодействие учеников между собой [1, С. 305]. На наш взгляд сюда же можно отнести и взаимодействие между учителями, в связи с активной реализацией межпредметных связей, обусловленным внедрением ФГОС [3]. Основываясь на такой характеристике взаимодействия, как активность всех его участников [1, С. 306], представим его концептуальную схему (см. рис. 1).


На наш взгляд, образовательное взаимодействие необходимо организовывать таким образом, чтобы субъекты образовательного процесса имели возможность осуществлять его не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время. Одним из решений, на наш взгляд, может служить использование такого достижения в области информационных технологий, как сервисы Web 2.0. По мнению Т. О’Рейлли они представляют собой системы, которые становятся лучше при увеличении числа их пользователей. Причем «улучшение», на наш взгляд, проявляется прежде всего в увеличении информационной наполненности, которое как раз и происходит при взаимодействии пользователей.

Для организации образовательного взаимодействия предполагается использовать сервисы Web 2.0, ориентированные на групповую работу. Примерами таких сервисов могут быть: онлайн-доски (Primary Paint, Twiddla, DabbleBoard, Groupboard), блоги (Blogger), wiki-газеты (Wiki-wall), сервисы, обеспечивающие совместное создание и редактирование документов (Google Docs), совместное создание диаграмм и схем (Lucidchart), групповая работа над проектами (Teamer) и др.

Нами были рассмотрены возможности сервисов Web 2.0 по обеспечению взаимодействия субъектов образовательного процесса (см. табл. 1).


Согласно ФГОС [3], эффективность взаимодействия между субъектами определяется уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми [4, С. 68].

Разработчики ФГОС [3] включают в состав коммуникативных УУД следующие действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Нами были рассмотрены механизмы развития конкретных видов коммуникативных УУД при использовании сервисов Web 2.0 в качестве средства обучения. Результаты представлены в табл. 2.

Рассмотренные механизмы развития конкретных видов коммуникативных УУД помогут учителю в использовании сервисов Web 2.0 как во время урока, так и при организации внеурочной деятельности учащихся.

На наш взгляд можно выделить следующие особенности использования сервисов Web 2.0 в образовательном процессе в целом, и для развития коммуникативных УУД в частности, и организации учебного взаимодействия:


  • Позволяют организовывать информационное образовательное пространство учащихся за счет возможности интеграции различных сервисов Web 2.0.
  • Обеспечивают участие всех учащихся в процессе активного самостоятельного получения новых знаний в ходе коллективного взаимодействия, направленного на решение конкретных учебных задач.
  • Развивают умения лаконично и точно выражать мысли, чтобы они стали понятны партнеру по коммуникации без дополнительных объяснений.
  • Позволяют получать оперативную консультацию по наиболее сложным вопросам, как от учителя так и в качестве взаимопомощи сверстников.
  • Развивают умения сетевого общения, с учетом правил сетевого этикета.
  • Позволяют ознакомиться с продуктами учебной деятельности других учащихся, что может способствовать расширению кругозора и генерации новых идей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. 384 с.
  2. Педагогическое взаимодействие [Электронный ресурс]. URL: https://ecole162.at.tut.by/metod_site/technologii/t24.doc (дата обращения: 4.02.2014).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Утв. Приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации № 1897 от 17.01.2010. М.: Просвещение, 2011. 67 с.
  4. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования [Текст] / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 786
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz