Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

СЕТЕВОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Семенова О. А., Федорова А.  С.,
МБОУ СОШ №44, 
г. Нижний Тагил, Россия

СЕТЕВОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Метод проектов – один из вариантов современных педагогических технологий. Проект – совокупность определенных действий и замыслов для создания реального объекта или теоретического продукта. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. Проектная деятельность без применения новых информационных технологий  теряет свою привлекательность.

В начале 80-х гг. прошлого века телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене писем между учащимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект. Сетевой учебно-исследовательский проект может быть реализован в рамках ФГОС  второго поколения. Сетевой проект даёт возможность ребёнку учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете.  Образование является тем фундаментом, на котором формируемые умения и навыки обеспечат не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, осмысление, оценку современной жизни.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности [3].

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают: электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или специализированные сервисы Web 2.0.

Ястребцева Е.Н. отмечает требования, которыми должен обладать сетевой проект:

– учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;

– работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;

– организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям;

– эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;

– основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета;

– возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;

– систематическая практика в совместной деятельности формирует  самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;

– учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Планирование сетевого проекта

1. Определить тему, в рамках которой планируется сетевой проект.

2. Определить примерную структуру  проекта (название, цель и задачи, возраст и категорию участников, условия регистрации, сроки реализации проекта, этапы проведения проекта, условия участия, виды деятельности, формы взаимодействия организаторов с участниками, критерии оценивания работ участников проекта, авторы, координаторы, администраторы, организаторы).

3. Сформулировать проектные задания.

4. Разработать критерии оценивания этапов проекта.

При подготовке и проведении сетевого проекта могут возникнуть следующие проблемы:

– кризис переизбытка информации;

– кризис репутации источников информации.

Особо важно при подготовке сетевого проекта продумать к каким сервисным ресурсам, сайтам будет открыть доступ учащимся и каким образом можно будет соблюдать правила безопасности в интернете. Все предлагаемые ресурсы должны быть безопасными и рекомендованы к использованию педагогическим сообществом.

Работая над сетевыми проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества, имеющие приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как: успешно работать с коллегами, эффективно общаться,  управлять собой, брать на себя инициативу, решать комплексные проблемы, принимать обдуманные решения. Показателем качества образования в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования в рамках ФГОС: научить ученика деятельности при решении проблем в различных сферах жизнедеятельности, что соответствует возможностям, которые предоставляет сетевой проект.  Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение  к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном сетевом проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна [Текст] / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

2. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003.

3. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 946
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz