Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

СЕТЕВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Козлова Е.А., Пинигина Г.В.,
МБОУ «СОШ №82», 
г. Кемерово, Россия

СЕТЕВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА" КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Дистанционные образовательные технологии рассматриваются как принципиально новые средства обучения, призванные изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству через разнообразные организационные формы и методы обучения. Привлечение этих образовательных технологий с полноценным использованием их ресурсов решает задачу максимальной индивидуализации учебного процесса.

В настоящее время в учебной практике становятся все популярнее сетевые модели обучения на основе социальных сервисов, позволяющие использовать сетевые проекты в образовательном процессе. Сетевые проекты успешно реализуют современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, сотрудничество учителей и учащихся.

При выполнении сетевых проектов у обучающихся формируются компетентности, необходимые для формирования умений и качеств 21-го века и заложенные в ФГОС как результаты обучения. Для реализации этих проектов необходима организация образовательного процесса в виртуальной образовательной среде с применением сервисов, позволяющих обеспечить гибкость в обновлении содержания образования, создание условий для удовлетворения различных информационных потребностей учащихся, формирование у учащихся коммуникативных качеств в ходе совместной деятельности. Грамотное использование сетевых социальных сервисов Google мотивирует учащихся к активной деятельности, раскрытию творческого потенциала, коммуникации и сотрудничеству.

Выполнение проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения. Они связанны с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Использование проектно-исследовательской деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь: обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.

Сетевые проекты направлены также на развитие информационных и коммуникационных технологий в школе. Учащиеся 7-8 классов нашей школы приняли участие в социальном проекте «Безопасная дорога в школу». Инициатором проведения сетевого проекта является Негосударственное образовательное учреждение «Открытый молодежный университет» г. Томск. Куратор и автор проекта: Клевакина Оксана Петровна (Oksana.Klevakina@itdrom.com).

Перед реализацией проекта Клевакина О.П. провела для педагогов семинар-тренинг «Сервисы Google как основа сетевого проектирования», где познакомила учителей с технологией организации сетевых проектов и помогла получить практические навыки работы с сервисами Google.

Сетевой социальный проект «Безопасная дорога в школу» направлен на развитие у обучающихся коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышение уровня владения облачными сервисами Google. В проекте приняли участие 48 команд из разных городов нашей страны. Проектно-исследовательская деятельность команды направлена на выявление социально опасных объектов на территории, прилегающей к школе; формирование предложений по устранению выявленных проблем; разработку безопасных маршрутов передвижения. В ходе работы над проектом предполагалась организация взаимодействия обучающихся, родителей, педагогов, администрации школы.

Итогом работы команды является презентация, отражающая маршрут безопасного передвижения на прилегающей к школе территории, перечень и характеристику выявленных потенциально опасных объектов, план мероприятий по решению выявленных проблем, оформление страницы команды на сайте проекта.

Целью данного проекта является формирование активной жизненной позиции школьников в отношении к проблемам безопасного передвижения обучающихся на территории, прилегающей к школам и получение ими опыта взаимодействия с родителями, педагогами, администрацией школ в процессе совместной исследовательской работы с использованием сервисов Google.

Задачи: закрепить знания учащимися правил дорожного движения, выявить, зафиксировать и обратить внимание общественности на опасные объекты, расположенные на территории, прилегающей к школе; вовлечь школьников в проектную деятельность. Обучить школьников использованию современных информационных технологий для проведения исследовательской деятельности и оформления её результатов, в виде страницы сайта, содержащей результаты этапов проектирования и итоговую презентацию об опасных объектах.

Основной вопрос проекта: Как сделать дорогу в школу безопасной? В процессе работы над проектом участники отвечали на следующие вопросы: Встречаются на вашем пути в школу опасные участки дорожного движения или потенциально опасные объекты? Знаете вы, почему эти объекты опасны? Знают взрослые об опасностях, которые могут встретиться по дороге в школу? Как вы можете рассказать другим об этих опасностях? Как вы можете узнать об опасностях, с которыми встречаются ваши друзья, одноклассники? Что вы можете сделать для того, чтобы ваша дорога в школу была безопасной? Решение, каких проблем от  вас не зависит, а какие проблемы вы в силах не только выявить и описать, но и предложить способы их решения? Несёте вы ответственность за свою безопасность?

На сайте проекта отображается ход работы команды. Права редактирования страницы команды после регистрации на участие в проекте предоставлены руководителю и участникам команды, которые назначены на роль контент-менеджера.

На каждом этапе проекта участникам предоставлены инструкции, рекомендации, материалы, ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Консультация участников проекта осуществлялась с помощью консультационной линии на сайте проекта, телефону горячей линии, электронной почте куратора проекта.  Работа над проектом позволила ребятам научиться работать в команде, перераспределять обязанности, выступать с материалами перед классами, пешеходами и водителями, использовать ИКТ. Лидерские качества, ответственность проявляли практически все члены команды. Совместно с отрядом ЮИД школы наша команда провела  ряд мероприятий по ПДД. Идея проекта актуальна, интересный подход к формированию УУД через социальное проектирование и использование облачных сервисов Google.

При выполнении проекта обучающимися достигнуты образовательные результаты: навыки исследовательской работы, поиска, сбора, анализа, систематизации информации; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие коммуникационных способностей, навыков сетевого общения, навыков совместного использования социальных сервисов Google (документы, карты, фотографии, видео, почта, сайты, блоги); развитие навыков совместной работы в команде.

По завершении работы над настоящим проектом команды-участники  используют продукты проектной деятельности (карту, презентацию и др.) для размещения на сайте школы, участвуют в конференциях и различных конкурсах.

Участие в сетевом проекте даёт обучающимся возможность развиваться, добывать знания самостоятельно, осознавать неизвестное, отыскивать возможные пути решения возникающих проблем, что приводит к формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям, умениям, навыкам.

Дистанционное образование может удовлетворить всё возрастающие образовательные потребности обучающихся. В этих условиях требуется пересмотр педагогических подходов, взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Совмещение традиционного школьного образования, классно-урочной системы, ИКТ и технологий дистанционного обучения — это новая педагогическая задача для учителя. Это  подход к разностороннему развитию обучаемых, приобретению не только новых знаний, но и овладение новым опытом. Реализация этих  задач особенно актуальна в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Педагоги нашей школы участвуют в проектах совместно с учениками, прошли курсы повышения квалификации в КРИПКиПРО по программам «Использование ЭОР в процессе обучения», «Партнерство в образовании». Педколлектив школы готов сотрудничать с другими образовательными учреждениями и быть инициатором в проведении различных дистанционных проектов. Существует необходимость обучения педагогов технологии проведения сетевых проектов с использованием сервисов Google. Сетевые проекты могут реализовываться между учащимися одного класса (учебные сетевые проекты), разных классов одной параллели (творческие проекты), разновозрастных групп учащихся (интегративные проекты), сетевые конкурсы (между учащимися разных образовательных учреждений) в учебной и во внеучебной деятельности.

Применение дистанционных технологий в обучении школьников в сочетании с современными информационными технологиями даёт возможность совершенствоваться учителю и создавать условия для развития своих учеников. Выполнять основную задачу современного образования – научить ребенка учиться, помочь ему быть успешным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Социальный сетевой проект «Безопасная дорога в школу» [Электронный ресурс] URL:https://sites.google.com/site/bezopasnaadorogavskolu2013/novosti-proekta (Дата обращения 4.01.2014)

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 541
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz