Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ
Котомцева А. И., Мащенко М. В.,
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская социально-
педагогическая академия», г. Нижний Тагил, Россия 

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ

В связи с нарастающей информатизацией и компьютеризацией в современном обществе значительно сместились акценты общения. Всё чаще и чаще мы общаемся не лично, а и с использованием современных коммуникационных технологий. С одной стороны сетевое общение  позволяет преодолевать любые расстояния, а с другой ­– значительно  изменяет жизнь общества и сам язык общения, так очень часто применяются различные сокращения и условные обозначения. В этой связи можно констатировать, что сетевые коммуникации не всегда благоприятно сказывается на результатах развития общающихся, особенно если эти коммуникации стихийны и занимают свободное время. Однако запретить такой вид общения уже невозможно, поэтому следует работать в области этикета сетевого общения и  использовать его в образовательных целях. Наиболее уместным общение с использованием Интернет будет на уроках информатики при изучении соответствующих тем. Для правильной организации сетевого общения на уроке рассмотрим это понятие более подробно.

Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [2].

Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.

Развитие коммуникативных умений приводит к формированию коммуникативной компетентности – умению ставить и решать многообразные коммуникативные задачи с определенной целью, способности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

А. Г. Асмолов выделяет следующие коммуникативные действия [1] (см. табл. 1).


При развитии универсальных коммуникативных действий особое внимание необходимо обращать на способности учащихся действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; следовать морально-этическим и психологическим принципам сотрудничества; использовать речевые действия как средство регуляции собственной деятельности (то есть уметь выражать свои мысли, свои чувства, свое мнение).

На этапе обучения в средней школе особое внимание необходимо уделять осознанному использованию речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планированию и регуляции своей деятельности; владению устной и письменной речью, монологической контекстной речью. При этом высшим уровнем общения является диалог, создающий наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу считается высшим уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий. Возвращаясь к общению в сети на уроках информатики, можно заключить, что использование современных коммуникационных средств для организации диалога в сети Интернет, является неотъемлемой задачей учителя информатики, развивающего специфические универсальные учебные действия. Одним из таких средств организованного сетевого общения могут стать сетевые сервисы, которые должны изучаться в курсе информатики и ИКТ.

Веб-сервис – это идентифицируемая веб-адресом программная система со стандартизированным интерфейсом.

При выборе сервиса следует придерживаться следующих правил:

– сервис должен быть бесплатным, либо с возможностью использования бесплатной пробной версии, либо с бесплатной лицензией для учебных заведений;

– сервис должен быть понятен как педагогу так и учащимся;

– возможности сервиса должны максимально соответствовать предъявляемым учителем требованиям, отражать все грани преподаваемого материала.

Покажем многообразие сервисов, направленных на развитие универсальных учебных коммуникативных действий.

1. Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.

Реализация данного коммуникативного действия происходит при работе в графическом редакторе coSketch, работе с электронной почтой, чатами, при совместной создании документов.

2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

Реализация данного коммуникативного действия происходит при работе в графическом редакторе coSketch, при совместном создании документов.

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Реализация данного коммуникативного действия происходит при работе с электронной почтой и чатами, работе в графическом редакторе coSketch, при совместном создании документов.

4. Умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы.

Реализация данного коммуникативного действия происходит при работе с электронной почтой, работе в графическом редакторе coSketch и работе на веб-форумах.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Реализация данного коммуникативного действия происходит при работе с электронной почтой и чатом, работе в графическом редакторе coSketch, при создании и обучении инфа.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности

Реализация данного коммуникативного действия происходит при работе с электронной почтой и чатами, работе в графическом редакторе coSketch, при создании и обучении инфа.

Наиболее новым сервисом, который направлен на развитие коммуникативных действий, связанных с диалогом является сервис для создания инфов.

Инфы – это искусственная жизнь, созданная компанией «Наносемантика». Может быть, вы уже встречали Инфов во время путешествий по интернету [3]. Познакомимся с ними подробнее.

Как правило, Инф выглядит как маленький человечек, животное или робот, встречающий вас на странице интернета. Инфы, по утверждению «Наносемантики» обладают искусственным разумом и умеют поддерживать с гостем диалог.

Инфов можно увидеть на многих сайтах. «Живя» на сайтах они бесплатно выполняют нелегкую работу по развлечению посетителей, а специально обученные бизнес-инфы могут исполнять обязанности онлайн-консультанта, отвечая на вопросы и рассказывая о продуктах компании. Создание инфа бесплатно, не требует никаких особых познаний и занимает несколько минут.

Как же создать Инфа? Для этого нужно зайти на сайт iii.ru. Автоматически вы попадете в гараж. Если немного подождать, то инфы появятся отовсюду (см. рис. 1).

 После этого вы попадаете в Примерочную (см. рис. 3). В блоке слева выбираете пункт внешности, который хотите изменить. В блоке справа показывается предварительный вариант внешности вашего Инфа. После того, как вы завершите моделирование внешности вашего Инфа, нажмите кнопку Готово.

 Вам будет предложено выбрать имя инфу и начать его обучение. После того, как вы дадите имя своему инфу и нажмете кнопку «Перейти к обучению», вы попадете в личный кабинет. Чтобы пользоваться всеми функциями своего кабинета, необходимо подтвердить собственный адрес электронной почты. Для обучения Инфа необходимо заполнить новыми вариантами анкету, содержащую шаблоны ответов и эмоций инфа (см. рис. 4).  Выберите  команду «Создать новый шаблон». В появившемся окне заполните пункт «Инфу говорят» и пункт «Инф отвечает». При ответе Инф может использовать эмоции (например, улыбаться, удивляться, злиться). Нажмите, кнопку «Сохранить».

 После сохранения созданный шаблон появляется в ваших шаблонах. Его можно изменить или удалить.

Теперь, если мы спросим инфа «Что такое информатика?», он нам ответит «Наука, изучающая структуру и наиболее общие свойства информации, ее поиск, хранение, передачу и обработку с применением компьютера».

Создание подобных существ – Инфов будет полезно как учащимся, которые будут вынуждены обучать искусственный интеллект общаться правильно и вести диалог по всем правилам, так и учителю, который может использовать Инфа в качестве глоссария или справочника.

Следует отметить, что если создавать учебных Инфов с одного логина, то учитель сможет контролировать  и корректировать весь процесс разработки.

В заключение отметим, что благодаря использованию данного сервиса школьники обучают Инфа говорить (расширяют свой словарный запас, узнают новые определения) и вести диалог с окружающими (выражать эмоции, отвечать на поставленный вопрос, а не уходить от него). При этом, безусловно, формируются необходимые универсальные учебные коммуникативные действия: учащиеся учатся правильно строить свою речь, видеть  и исправлять ошибки и некорректные моменты в общении.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

2. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986.

3. Справка «интеллектуальные услуги» [Электронный ресурс]. URL: http://help.iii.ru (дата обращения: 10.01.13).

4. ФГОС – Глоссарий « Метапредметные результаты образовательной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824 (дата обращения: 10.01.13).

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 735
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz