Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Никитина М.Ю.,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 
г. Белгород, Россия 

РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

В современном мире каждый читающий человек  рано или поздно сталкивается с одной и той же проблемой – книгу, которую хочется прочитать, по какой-либо причине невозможно добыть. Причин может быть масса: завершившийся тираж, отсутствие в продаже требующейся книги в данной местности, либо книга была напечатана, но снята с продажи... Результат один – книги нет, а ее очень хочется/нужно приобрести. И тут на помощь может прийти электронная книга.

Электронная книга  – это аппарат для хранения в электронном виде и отображения на дисплее различных текстовых форматов, например книг. То есть это гаджет, способный заменить собой традиционную бумажную книжку. Электронные книги относят к разновидности планшетных компьютеров.

Прежде всего, ознакомимся с недостатками (рис.1) и преимуществами (рис.2) электронных книг.


Рис. 1. Недостатки электронных книг


Рис. 2. Достоинства электронной книги

 Основной недостаток, по мнению большинства обладателей электронных книг, – это то, что по цене они близки к приличным универсальным аппаратам (типа КПК/коммуникатора/смартфона).  В следствие этого, в настоящее время происходит серьезное переосмысление программно-аппаратных платформ. И, судя по характеристикам новинок, наблюдается следующая тенденция – производители находятся в стадии перехода от простых «читалок» к полной функциональности КПК, что абсолютно закономерно.

Для разработки данной системы сначала мы рассмотрели характеристики электронной книги с точки зрения производителя. Отметим, что для производителя наиболее важными являются технические параметры.

Рассмотрим наиболее важные понятия и связи между ними (рис.3): 


Рис. 3. Определение связей между понятиями

 Далее мы  выполнили детализацию некоторых характеристик электронной книги (рис.4, рис.5, рис.6):


Построим пирамиду знаний (рис.7).


Рис. 7. Пирамида знаний

 

Можно сделать вывод, что потребитель обладает лишь теми знаниями, которые необходимы ему для выбора необходимой продукции. В то время как производитель имеет более обширные знания о реализуемом продукте.

Определим отношения между понятиями (рис.8):


Рис. 8. Определение отношений между понятиями

 А также рассмотрим функциональную составляющую поля знаний:


Рис. 9. Функциональная составляющая поля знаний

Рассматривая нашу предметную область с точки зрения потребителя, необходимо пересмотреть критерии выбора. На рисунке ниже представлен набор наиболее важных понятий и связей между ними: 


       Так как потребитель обладает меньшими знаниями в сравнении с производителем электронных книг, то мы сократили набор критериев выбора, и для разработки экспертной системы оставили наиболее важные:


Рис. 11. Алгоритм работы ЭС выбора электронной книги

Данная экспертная система реализована в программной оболочке ESWin 2.1. Решение задачи с помощью оболочки ESWin и загруженной в нее базы знаний начинается с выбора цели логического вывода или задачи. В качестве цели логического вывода используется один из целевых слотов, содержащихся во фрейме-классе со специальным именем "Цель" [1].


Рис. 12. Выбор наличия /отсутствия сенсорного дисплея

 В результате проделанной работы была создана экспертная система «Выбор электронной книги». Студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета факультета «Компьютерных наук и телекоммуникаций» в количестве 100 человек протестировали систему.

Данная экспертная система может применяться в области электронной коммерции (примером могут служить Интернет-магазины, терминалы-каталоги).

В дальнейшем система может быть усовершенствована. Например, можно увеличить количество критериев выбора, следовательно, увеличить число правил-продукции, либо увеличить число правил-продукции, без увеличения количества критериев.

Подобная технология может быть рассмотрена практически для любой предметной области.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 507
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz