Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ
Ярышина И. Л., Иванова О.А.
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный институт физкультуры», 
г.Воронеж, Россия

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ  ВУЗАХ

Выраженной тенденцией развития современного общества является его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий  в различные сферы человеческой деятельности.

Информатизация общества в последние десятилетия приобретает огромный масштаб. Без высоких технологий невозможно реализовать масштабную модернизацию, направленную на удовлетворение требований инновационного развития страны. Следует особо подчеркнуть актуальность информатизации  сферы образования, в том числе и физкультурного образования. Процесс информатизации образования предполагает использование возможностей современных информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, а также подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информатизации общества.

Информационные технологии  обосновываются во все сферы человеческой деятельности: науку, культуру, образование, спорт и т.д. В сфере физической культуры и спорта внедрение информационных технологий проявляется в нескольких направлениях: учебный процесс, оздоровительная физкультура, соревнование, спортивная тренировка.

С появлением современной вычислительной техники специалисты нашей страны находятся в активном поиске решения проблемы комплексной автоматизации спортивной отрасли.

Информатизация физической культуры  и спорта предполагает разработку и внедрение современных информационных технологий для обеспечения многих видов деятельности тренера, педагога, специалиста в области ФК.

Сюда можно отнести [4]:

1. Обслуживание спортивных сооружений.

2. Делопроизводство тренера, научного работника, педагога.

3. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов.

4. Научно-методическое обеспечение физического воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи.

5. Учебный процесс в ВУЗах ФК.

6. Научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность.

Формирование информационной системы в отечественной спортивной отрасли осуществляется с прошлого века. В 1995 г. был учрежден научно-исследовательский институт информационных технологий Московской государственной академии физической культуры (НИИ ИТ МГАФК).

Перед институтом была поставлена задача разработки и внедрения информационных технологий в области физической культуры и спорта, в том числе:

1. Разработка экспертных систем для управления тренировочным процессом спортсменов и физкультурников.

2. Биомеханический анализ на основе математического моделирования движений человека.

3. Информатизация сферы физической культуры и спорта.

4. Создание тестов для определения уровня физической подготовленности школьников и студентов.

5. Мониторинг уровня физической подготовленности школьников и студентов.

6. Видеокомпьютерный анализ движений человека.

7. Разработка информационно-справочных, финансовых, судейских и других компьютерных систем, создание интернет-сайтов, выпуск компакт-дисков.

В течение последних лет в НИИ ИТ МГАФК были разработаны экспертные системы для планирования тренировки в тяжелой атлетике, атлетизме, беге на средние и длинные дистанции. Ведется ряд новых разработок [1].

В нашей стране намечены перспективы дальнейшего использования информационных технологий в области ФК и спорта – это создание опережающей информационной среды физкультурного образования, интеграция информационного обеспечения в единый ресурс. Она включит базы данных по новым учебникам, защищенным диссертациям, статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций, электронные учебники по спортивно-педагогическим дисциплинам, практика электронного судейства с использованием информационных технологий, моделирование спортивной деятельности и прогнозирование спортивных достижений [4]. Эта тенденция требует от специалистов по физическому воспитанию высокого уровня информационной культуры. Уровень информационной культуры определяется не только знаниями об информатике, информационных процессах, моделях и технологиях, не только умениями и навыками применять средства и методы обработки и анализа информации в различных видах деятельности, но и умением использовать современные информационные технологии  в профессиональной деятельности [1]. Для овладения этими знаниями и умениями в программах ВУЗов физкультурного профиля важное  место занимает дисциплина «Информационные технологии   в физкультуре и спорте».

Использование информационных технологий в учебном процессе существенно меняет роль и место преподавателя и студента в системе «преподаватель – информационные технологии – студент». Информационные технологии обучения являются на сегодняшний день не просто передаточным звеном между преподавателем и студентом, а способствуют реализации индивидуального подхода в обучении. Смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности студентов, которая становится все более самостоятельной и творческой. Изменяется также и содержание деятельности преподавателя. Он перестает быть просто репродуктором знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения. В связи с этим появляются новые направления и в деятельности педагога – это разработка информационных технологий обучения и программно-методических комплексов.

Ввиду этого преобразуется и содержание практических занятий по информационным технологиям. Кроме обучения студентов владению на достаточно уверенном уровне стандартными программными продуктами (текстовые редакторы, электронные таблицы),  необходимо уделять внимание на освоение и закрепление у студентов практических навыков работы с базами данных, системами управления базами данных, программами презентационной графики, коммуникационными программами, специфичными программными продуктами (информационно-поисковые системы, справочные, аналитические).

За последние годы возрос интерес студентов к предмету «Информационные технологии в спорте» и улучшилась их успеваемость по данному предмету.

Этому есть подтверждение. Проведён анализ успеваемости студентов за последние 5 лет по данному предмету.

В ходе работы было рассмотрено использование информационных технологий в физической культуре и спорте. Конечно, за последние годы информатизация современного общества обретает все новые и новые масштабы с каждым днем. Самое главное, что на сегодняшний день с использованием самых современных информационных технологий, подготовка профессиональных спортсменов и квалифицированных специалистов не вызывает затруднений. Но, также в ходе обучения студентов преподаватели в своей преподавательской деятельности встречаются с проблемой недостатка качественной учебной литературы специализированной направленности для проведения практических занятий по информационным технологиям. Для решения этой проблемы необходимо выпускать в ВУЗах учебно-методические пособия по направлениям  ВУЗа. В них должны быть описаны работы с использованием  Microsoft Access, Word, Excel, Power Рoint и.т.д. Сотрудниками кафедры «Математики и естественно-научных дисциплин» нашего института были написаны учебно-методические пособия для практических работ [2,3] и для теоретического изучения курса «Информационные технологии в физкультуре и спорте» [1]. Для обеспечения наглядности и сопровождения лекций по дисциплине «Информационные технологии в физкультуре и спорте» разработаны и применяются презентационные проекты и иллюстративный материал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменко, Р.В., Иванова, О.А., Ярышина, И.Л. Теоретический курс информационных технологий в физической культуре и спорте./Р.В. Кузьменко, О.А. Иванова, И.Л. Ярышина. Воронеж: ВГИФК, 2010. 125 с.

2. Ярышина И.Л., Иванова О.А. Практические занятия по операционной системе Windows. /И.Л. Ярышина, О.А. Иванова. Воронеж: ВГИФК, 2012. 82 c.

3. Ярышина И. Л. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Учебно-методическое пособие. /И.Л. Ярышина. Воронеж: ВГИФК, 2006. 53 с.

4. Федоров А.И. Методологические аспекты информатизации высшего физкультурного образования. Учебное пособие. / А.И. Федоров. Челябинск: УралГАФК, 2001. 248 с.


Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 502
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz