Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть практически ориентированы, т.е. если это теоретическая проблема, то должен быть найден путь ее решения, если практическая, то необходим конкретный результат, готовый к внедрению.

В процессе работы над проектами у учащихся повышается мотивация учения и формируются составляющие умения учения. Здесь можно выделить две группы действий: рефлексивные действия и поисковые действия.

Рефлексивные действия необходимы, чтобы осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, и чтобы ответить на вопрос самоучения: чему учиться?

Поисковые действия необходимы для ответа на вопрос самообучения: как научиться? При этом можно выделить три позиции:

  • самостоятельно изобрести способ действия;
  • самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле (книги, справочники, Интернет и т.д.);
  • запросить недостающую информацию у учителя, у специалиста. 

Из всего вышеизложенного вытекает, что проект может быть рассмотрен как форма деятельности учащегося, направленная на формирование и развитие самостоятельности.

Осмысляя свой опыт по развитию самостоятельной учебной деятельности учащихся, я убедился, что учебно-проектная деятельность позволяет сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, создать условия для осуществления довузовской общей и профильно-ориентированной подготовки, способствует росту различных видов компетентностей: предметной, социальной, коммуникативной.

Я убежден, что большое значение для развития мотивационной сферы личности имеет исследовательский характер проектной деятельности старшеклассников.

В течение 10 лет я реализую концепцию проектных технологий в колледже. Первые проекты мы с ребятами делали курсовые работы, где практическая частью студентами разрабатывались раздаточные материалы, кроссворды, презентации, электронные учебники. В настоящее время в колледже обучаются студенты специальности 230701 «Прикладная информатика (в образовании)», которые вплотную занимаются проектной деятельностью.

Студент может продемонстрировать свои творческие способности, а также применить профессиональные навыки при создании информационных систем, учебно-методических комплексов и других  программных разработок.

В качестве дипломного проекта могут быть представлены программные продукты, разработанные по темам, предложенным педагогами колледжа или представителями организаций, предоставивших базу практики.

Например информационная система разработана студентом специальности 230701 «Кабинет информатики»в программеTurboSite,,которая на практике позволит применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию).

Для управления разделами системы предусмотрены следующие функции:

  • редактирование контента страницы;
  • удаление раздела;
  • перемещение раздела вверх в списке;
  • перемещение раздела вниз в списке;
  • отображение списка подразделов выбранного уровня. 

Ощущение значимости результатов деятельности, возникающее в работе над проектом, влечет ощущение собственной значимости, влияет на самосознание личности: повышает самоуважение, самооценку, уровень притязаний, а это, в свою очередь, во многом определяет успешность учащегося в будущей профессиональной деятельности. Так, 74% студентов, ответивших на вопросы предложенной нами анкеты, стали выше оценивать свои возможности и способности по окончании работы над своими проектами, 26% говорили о недовольстве собой, некоторые из них добавляли, что следующий проект постараются выполнить «гораздо лучше и качественней».

Благодаря проектной деятельности студенты стали более свободно ориентироваться в информационном пространстве, в этом им помогли посещения библиотек, работа с различными словарями, документами и научной литературой, использование новых компьютерных технологий, Интернета, целенаправленный просмотр видеоматериалов и т.д.

Беседы с выпускниками нашегоколледжа, показывают, что опыт проектной деятельности позволяет осуществить более легкий переход из ССУЗа в вуз, быстрее адаптироваться к требованиям вузовской подготовки специалистов, основным из которых является требование высокой степени самостоятельности в приобретении знаний. Выпускники отмечают, что в отличие от студентов, не имеющих опыта работы над проектами, им легче готовиться к сессии и сдавать экзамены, писать рефераты и курсовые работы, а также выступать на семинарах перед аудиторией, осуществлять научную деятельность.

На современном этапе считаю необходимым перевести проектную деятельность в школах на качественно новый уровень в целях осуществления перспективного движения в освоении будущей профессии.

Предприятия, заинтересованные в IT-специалистах, уже сегодня могут напрямую выходить в школы с целью выявления и профессиональной ориентации одаренных и высоко мотивированных детей. Учащиеся старшей школы, студенты ССУЗ выполняя актуальные, социально значимые проекты, проходят путь не только профессионального, но и нравственного, гражданского становления. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Захарова, И.Р. Информационные технологии в образовании: учебное пособие/ И.Р. Захарова.  М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
  2. Избачков, Ю.С. Информационные системы: учебное пособие/ Ю.С.Избачков. СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
  3. Пирогов, В. Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие/ В. Ю. Пирогов.  СПб: БХВ, 2009. 243 с.
  4. Дунаев, В.В. Базы данных. Язык SQL для студента: учебное пособие/ В.В. Дунаев. СПб: БХВ, 2007. 78 с.
  5. Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов/ Н. Д. Угринович.  М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.  512 с.
  6. Угринович Н. Д. Практикум по информатике  и информационным технологиям / Н.Д. Угринович,  Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова М.: лаборатория базовых знаний, 2007. 394 с.
  7. Соловьева, Л.Ф.Сетевые технологии: учебное пособие/ Л.Ф. Соловьева.  М: Издательский центр «Академия», 2010.  416 стр.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 330
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz