Суббота, 18.08.2018, 15:24
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Ушакова М. А.,
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», 
г. Нижний Тагил, Россия

 ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В современном обществе, которое характеризуется как информационное общество, образовательная деятельность предстает собой высокотехнологичный процесс, направленный на постоянное и непрерывное обновление знаний и компетенций. В связи с этим в обществе возрастает потребность в опережающем образовании, которое позволит превратить современный мир в глобальное самообучающееся общество, в котором учение и самоподготовка осуществляются непрерывно и ежедневно. Новое качество подготовки специалистов требует изменений в организации образовательного процесса, обновления технологий вузовского обучения, изменения форм взаимодействия студентов и преподавателей, построения новой службы сопровождения образовательной деятельности. Соответственно меняется структура образовательного процесса вуза, которая представляет собой динамичную, целостную, трансформирующуюся и саморегулирущуюся совокупность целей, принципов, форм, методов, средств обучения, воспитания и развития, а также отношений, связей между ними. В частности, вводится практика дистанционного образования.

Законодательная база по вопросам, касающимся дистанционного обучения, в нашей стране представлена в Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [5]. Помимо этого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137 утвержден Порядок использования дистанционных образовательных технологий [2]. С момента вступления в силу Закона № 273-ФЗ новый порядок не утвержден. В действующий порядок также не вносились изменения. В связи с этим, вероятно, он может применяться в части, не противоречащей новому законодательству об образовании. Что касается отсутствующего на данный момент порядка применения электронного обучения, то на сайте Минобрнауки России размещен проект соответствующего документа [3]. В частности, в Законе «Об образовании» говорится, что при реализации образовательных программ должны использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что «Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения», а также, что «информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

– дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования» [4].

Следовательно, будущий учитель должен обладать необходимыми ИКТ-компетенциями, в том числе и в сфере дистанционного обучения. Эти компетенции могут быть сформированы как на специальных дисциплинах, так и в ходе самого образовательного процесса, при условии применения в нем дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В учебном плане подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в НТГСПА выделена дисциплина «Компьютерное обеспечение образовательного процесса», большой раздел которой посвящен изучению вопросов дистанционного обучения в целом и применительно к обучению конкретному предмету (в зависимости от профиля) в частности. Эта дисциплина ведется у студентов с применением ДОТ. Для каждого профиля создается отдельная страница в Интернете (на сайте Интевики), на которой для студентов размещаются необходимые шаблоны, справочные материалы, инструкции по выполнению заданий. На этой же странице формируется список студентов, которые там размещают ссылки на выполненные работы (примеры поротфолио учебных проектов). Для отражения «продвижения» студентов создается Google-таблица, в которой преподаватель отмечает выполненные студентом задания или пишет комментарии и замечания к тем заданиям, которые нуждаются в доработке. Таким образом, студенты имеют постоянную возможность получения информации как о самих заданиях, так и о своем прогрессе. Подобная организация позволяет студентам, пропускающим занятия, восстанавливать пропущенные темы. Такой подход дает всем студентам дополнительные инструменты и ресурсы для успешного освоения учебного материала.

Помимо дисциплины «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» в учебном плане профиля «Информатика» присутствует курс «Инновационные методы и технологии электронного обучения», в рамках изучения которого предусматривается обеспечение подготовки студента в области использования возможностей современных телекоммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности, что является основой для дальнейшего профессионального совершенствования в области владения ИКТ. Особое место в содержании этой дисциплины отводится изучению возможностей использования сетевых социальных сервисов и систем дистанционного обучения для организации дистанционного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. В рамках этой дисциплины студенты изучают различные сетевые сервисы:

– сервисы для хранения закладок;

– сервисы для создания и хранения документов;

– сервисы для создания блогов и живых журналов;

– сервисы для создания и хранения мультимедийных материалов и др.

На каждом из изучаемых сервисов студенты создают или размещают контент, который таким образом становится доступен для использования всем пользователям сети.

Среди систем дистанционного обучения приоритет отдается изучения системы MOODLE. Эта система используется в качестве базовой системы для организации образовательного процесса с использованием ДОТ в нашей академии. MOODLE позволяет создавать единое учебное пространство для студентов и преподавателей. Используя MOODLE, преподаватель в рамках своего курса может [1]:

– открывать и закрывать доступ к курсу;

– формировать группы обучающихся;

– создавать разделы курса различных форматов (модули, глоссарии, wiki, задания и т. п.);

– выкладывать учебные материалы различных форматов (от html до презентаций PowerPoint, аудио и видео фрагментов и т. п.);

– скрывать от обучающихся любые (например, редактируемые) элементы курса;

– «программировать» элементы курса, задавая расписание появления тех или иных его элементов;

– открывать доступ различного уровня обучающимся курса (например, разрешать редактировать глоссарий или страницы wiki);

– просматривать статистику посещений, просмотра учебных материалов, а также выполнения заданий от каждого обучающегося;

– выставлять оценки и писать комментарии к выполненным работам обучающихся;

– проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом результатов.

Все это делает систему MOODLE достаточно удобной для организации учебного процесса. В рамках рассматриваемой дисциплины система является не только предметом изучения, но и средством организации самого процесса учения. Создан дистанционных курс в системе MOODLE, где размещены все необходимые студентам материалы (лекции, практические задания, справочные материалы, форумы для обсуждения концептуальных вопросов, тесты и др.). Студенты работают в системе и в качестве студентов, и в качестве преподавателей – разработчиков собственных курсов. Это позволяет им «рассмотреть» процесс дистанционного обучения с позиции разных субъектов учебного процесса, что, в свою очередь, положительно отражается на качестве создаваемых ими курсов.

Таким образом, применение ДОТ в системе подготовки будущих учителей способствует формированию необходимых профессиональных компетенций в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умений анализировать учебные ситуации, оценивать собственные профессиональные возможности, приобретать навыки самоорганизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдырева Н. А. Оболочки для дистанционного обучения: Народ, MOODLE, ОРОКС [Электронный ресурс]. URL: http://pochit.ru/informatika/34169/index.html (дата обращения 02.12.2013).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // «Российская газета», 16.08.2005, № 3848.

3. Проект приказа о порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2937/файл/1892/13.03.07-электр.обучение.pdf (дата обращения: 01.12.2013).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 01.12.2013).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», 31.12.2012, № 5976.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (09.02.2014)
Просмотров: 354
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz