Суббота, 18.08.2018, 15:27
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Ганичева Е.М.,
ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»,
г.Вологда, Россия  

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Основным условием реализации ФГОС является создание и обеспечение функционирования информационно-образовательной среды школы – интегрированной  цифровой среды для сотрудничества, обмена знаниями и взаимодействия для учащихся, учителей, администрации, для повышения качества образования всех обучающихся [1]. Современная информационно-образовательная среда призвана обеспечить:

  • новые возможности для доступа к образованию;
  • образование с использованием той же технологии, которую ученики применяют для общения и деятельности вне школы;
  • новые формы взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  • реальную возможность решить задачу учета индивидуальных особенностей обучающихся. 

Важным компонентом информационно-образовательной среды является система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в данной среде.

В тексте Федерального государственного стандарта [2] говорится о том, что  навыки, необходимые для жизни современном информационном обществе, должны формироваться в результате изучения всех школьных дисциплин.       При этом обучающиеся должны научиться работать с гипермедийными информационными объектами. Это объекты, в которых объединяются текст, цифровые данные, звук, наглядно-графические изображения, неподвижные и движущиеся изображения, ссылки и базы данных.  Такие объекты могут передаваться с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в сети Интернет.

Для того, чтобы обеспечить выполнение требований стандарта, необходимо существенно изменить подходы к организации деятельности обучаемых. Прежде всего, предложить новые инструменты как для индивидуальной,  так и для совместной  работы с информационными ресурсами. Изменения в этой области происходят столь стремительно, что перед учителем ставится целью не столько овладение каждым из таких инструментов в полной мере, сколько информирование учащихся, указание направления деятельности. Имея значительно больший, чем учитель, уровень осведомленности о средствах ИКТ и опыт работы с сетевыми технологиями,  учащиеся  смогут самостоятельно осваивать такие инструменты, работая с учебным материалом.

За учителем в данном случае остается роль руководителя и помощника, который, посредством подбора разных по уровню сложности заданий, поможет   обеспечить эффективную самостоятельную образовательную деятельность обучающегося.

Инструменты  учебной деятельности – это  программные средства, которые могут быть использованы  учащимися для  создания  и редактирования  различных информационных объектов.  Общепользовательские инструменты, составляющие большую часть этой группы, используются не только в образовании. Это, прежде всего, текстовый редактор, различные графические редакторы,  редактор презентаций. Общепользовательские инструменты  являются метапредметными и используются при изучении всех предметов общеобразовательной школы. К специализированным образовательным инструментам относятся: интегрированные  конструктивные творческие  среды; инструментарий визуального программирования; редактор визуального представления и анализа хронологической информации; инструмент фиксации и наглядного представления данных комплекта цифровых датчиков; инструменты программирования управляемых устройств - робототехники; виртуальные лаборатории по физике, химии, биологии.

Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями  MapKit – инструмент, который позволяет учителю создавать насыщенные интерактивными объектами карты и задания. В качестве «карты» можно использовать не только географическую карту, но и любую другую основу. Таким образом, применить данный инструмент можно при создании дидактических материалов по любому предмету.

Конструктор предназначен для создания интернет - и SCORM -совместимых моделей на картографической основе, предназначенных для объяснения материала на занятии с возможностью включать/выключать показ объектов в нужный момент времени; подсвечивать объект для концентрации внимания учащихся; перемещать, модифицировать, перекрашивать объекты; дополнять карту-схему объектами непосредственно во время занятия. Проверка правильности выполнения задания осуществляется программой автоматически. Проверяемые объекты могут быть следующих типов: символы; ломаные – как разомкнутые, так и замкнутые (области); текстовые поля.

Приведем пример создания интерактивной карты с проверяемыми заданиями в программе MapKit (см. рис.1).


Рис.1. Интерактивная карта «Крупнейшие города мира». Режим просмотра.

Порядок выполнения работы

  1. При помощи кнопки «Импортировать рисунок» вставьте из папки «Библиотека изображений» карту-подложку (в данном случае – Карта_Мира_Физическая.jpg).
  2. Чтобы при работе с моделью импортированное изображение не перемещалось от случайного движения мыши, запретите перемещение объекта, щелкнув во вторую колонку списка объектов – появится символ «замок».
  3. Применяя инструмент Создать символ (круг среднего размера, цвет – зелёный), нанести на карту условные обозначения городов: Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Мехико, Рио-де-Жанейро, Москвы, Лондона, Пекина, Каира.
  4. Применяя инструмент Создать текстовое поле, нанести названия городов. Для названий задать статус Эталон ответа.
  5. Сформулировать первое задание и ввести текст.
  6. С помощью инструмента Создать символ (круг большого размера, лиловый) нанести условное обозначение для города Токио и, применяя инструмент  Создать текстовое поле, его название.
  7. Для символа и текстового поля задать поведение в задании Можно включать.
  8. Сформулировать второе задание.
  9. С помощью инструмента Создать символ (круг среднего размера, оранжевый) нанести условное обозначение для города Буэнос-Айрес, задать статус Эталон ответа и погрешность 15%.
  10. Сформулировать третье задание.
  11. Задать настройки проверяемых заданий. 


Рис.2. Интерактивная карта «Крупнейшие города мира».

Режим формирования модели.

Данный программный комплекс можно использовать на всех уровнях организации самостоятельной деятельности учащихся (см. таблицу 1). 


Успеху самостоятельной работы способствует соблюдение педагогически продуманной последовательности, а именно: усложнение содержания заданий, видов работ, способов их выполнения. На первом этапе овладения навыками самостоятельной деятельности школьники должны четко различать все виды записей и соответственно вести их. При получении элементарных навыков самостоятельной работы в процессе конспектирования, составления планов, тезисов самостоятельная деятельность учащихся должна определяться установкой учителя, рассчитанной на поиск, связанный с активизацией мышления школьников.

При изучении материала по конкретным темам учащиеся должны уметь делать обобщение, анализ, умозаключения по основным проблемам, поднятым в них. Такая работа стимулирует самостоятельную деятельность, становится источником творчества, поиска. Этому способствует руководящая роль педагога, который направляет учащегося на самостоятельное осмысление цели действия и поиска ответов.

Дополнительный материал для самостоятельной работы подается в разных формах и активность школьников зависит от степени  трудности установочных указаний преподавателя. С учетом этого следует своевременно переводить учащихся на новый уровень овладения более сложными умениями, связанными с полной самостоятельностью действий, поиском, собственным творчеством. Задания с конкретно установленными вопросами ориентируют на глубокое, вдумчивое применение теоретических знаний в их собственной практической деятельности.

Современные требования в условиях обновления системы образования в нашей стране предполагают обеспечить связь теории и практики, направленную на формирование у выпускников инициативы, творчества в своей деятельности, потребности к индивидуальной самостоятельной работе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев. М.: Дашков и К, 2009. 320 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Утв. Приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации № 1897 от 17.01.2010. М.: Просвещение, 2011. 67 с.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (10.02.2014)
Просмотров: 765
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz