Среда, 14.11.2018, 21:07
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

Карасев Е. М., Кулаков П. А., Карасева Л. М.,
Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», 
г. Стерлитамак, Россия

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

Моделирование и внедрение единой информационной системы ВУЗа является необходимым условиям качественного обеспечения современного образовательного процесса. Эта система призвана обеспечить доступ к необходимой информации не только на уровне отдельного структурного подразделения, но и на уровне учебного заведения в целом.

В настоящее время понятие информационной системы несколько размыто. Под информационной системой может быть определено любое понятие от компьютерной программы, помогающей автоматизировать какой-то процесс, до сложившегося набора правил и процедур, регламентирующих действия сотрудников компании по организации процессов создания и использования информации в нужном для компании виде.

В деятельности ВУЗа участвует большое количество лиц – административно-управленческий персонал, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал, студенты. Нормативные документы, регламентирующие эту деятельность, не ограничивают в выборе средств и способов их реализации в конкретных условиях. Учет всех имеющихся возможностей, а также их эффективная реализация – основная задача руководства. Решение этой задачи требует значительных временных затрат.

Улучшить качество и сократить трудоемкость большинства бизнес-процессов можно как за счет увеличения скорости доступа, поиска нужной информации и построения сводных отчетов в необходимом разрезе, так и за счет устранения дублирования информации. Реализовать подобный доступ можно, организовав единую информационную систему организации. В настоящее время имеется большое количество инициативных разработок и коммерческих систем, реализующих данный процесс. Большинство из них направлены на решение следующих задач: 

  • хранение данных о сотрудниках и студентах;
  • хранение данных о структурных подразделениях;
  • хранение данных об образовательной деятельности ВУЗа (специальности и направления подготовки, учебные планы и т.д.);
  • учет успеваемости студентов;
  • учет деятельности кафедр (выполнение нагрузки, научная работа преподавателей) и т.д.

Подобные системы либо слишком громоздки вследствие своей универсальности, либо, наоборот, нацелены на решение задач конкретного учреждения и не могут быть расширены. Поэтому учебные заведения разрабатывают и внедряют собственные информационные системы, которые соответствуют их требованиям и могут быть легко расширены для решения новых задач [1, 10].

Разработка и тестирование отдельных частей единой информационной системы, предусматривающей комплексный подход к названной проблеме, ведется на кафедре естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «УГАТУ» в г.Стерлитамаке в течение длительного времени [2, 3, 4].

На первом этапе был проведен реинжиниринг бизнес процессов и разработана модель модернизации существующей системы управления.

Для этого в системе были выделены следующие уровни: стратегический, управленческий (контроль, управление и выработка решений), знания (интеграция новых знаний в бизнес процессы) и эксплуатационный (выполнение текущей элементарной работы, документооборот).

Далее система была разбита на подсистемы по функциональному назначению.

На стратегическом уровне выделены 2 подсистемы: учебная и научная деятельность.

На управленческом уровне выделены 3 вида деятельности: учебная, научная, хозяйственная.

Эксплуатационный уровень состоит из 10 подсистем (см. рис. 1): 

  1. научно-исследовательская работа преподавателей (НИР);
  2. научно-исследовательская работа студентов (НИРС);
  3. бухгалтерский и финансовый учет (БиФУ);
  4. отдел кадров (ОК);
  5. учебные планы (УП);
  6. учебная нагрузка (УН);
  7. расписание учебных занятий (РУЗ);
  8. балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (БРС);
  9. успеваемость студентов (УС);
  10. учебно-методическое обеспечение (УМО).


Рис. 1. Иерархическая структура информационной системы

 Подсистема учебные планы

Данная подсистема является стержнем всей учебной деятельности, здесь содержатся все основные данные по направлениям обучения, дисциплинам, суммарной нагрузке и т.д. Система не содержит какой-либо сложной функциональной логики, а является исходными данными для подсистем «Учебная нагрузка», «Расписание», «БРС» и «Успеваемость».

Подсистема учебная нагрузка

Подсистема планирования и учета выполнения учебной нагрузки ППС должна обладать следующим функционалом [7, 8]:

  • обеспечение распределение нагрузки исходя из учебных планов по преподавателям;
  • обеспечение автоматического заполнения выполнения плана в соответствии с работой подсистем «Учебные планы» и «Расписание»;
  • формирование сводных отчетов по преподавателям, дисциплинам, учебным группам и др.

На рисунке 2 показана схема процесса планирования и учета выполнения учебной нагрузки  ППС.


Рис. 2. Схема процесса планирования и учета выполнения учебной нагрузки  ППС

Подсистема БРС

Подсистема БРС позволяет заменить огромный объем бумажной работы. На основании систем «Расписание» и «Успеваемость» автоматически частично заполняется информация о текущем и рубежном контроле.

По каждому предмету имеется возможность настроить как количество модулей, так и индивидуально каждый из модулей по объему необходимой для выполнения работы (курсовые, лабораторные работы, практические, семинарские занятия, РГР).

Подсистема успеваемость

Данная подсистема выполняет следующие основные функции: 

  • функция тестирования знаний студентов по модулям, включенным в систему «БРС» [9];
  • cводные отчеты для учебной части, заведующих кафедрами, административно-управленческого персонала, кураторов групп в необходимых разрезах [6];
  • электронная зачетная книжка студента, доступ к которой реализован через web-интерфейс;
  • подготовка текущей внутренней документации. 

Подсистема УМО

Обеспечивает в необходимом объеме целостность и доступ к учебно-методическим материалам, программному обеспечению, добавление которых реализуется ведущими преподавателями и авторами курсов.

Подсистема бухгалтерского и финансового учета

Данная система автоматизирована с помощью стороннего программного обеспечения и будет интегрирована в единую систему в последнюю очередь.

Подсистема отдела кадров

В отделе кадров реализована автоматизация документооборота по следующим основным направлениям:

  • формирование унифицированных форм и приказов;
  • формирование статистических отчетов;
  • формирование внутренних приказов и отчетов;
  • функции экспорта-импорта данных как по отдельному сотруднику, так и списками, согласованные с федеральным законом  №152-ФЗ от 27.07.2006 «О защите персональных данных». 

Подсистема НИР и НИРС

Научная деятельность преподавателей и студентов является одной из форм оценки работы кафедры, с одной стороны, и, оценки уровня усвоений компетенций студентами, с другой [5]. Данная подсистема реализует следующие функции:

  • автоматизации процесса отслеживания текущих публикаций;
  • автоматизация процесса отслеживания конференций, семинаров, диссертаций и т.д.;
  • планирование и контроль выполнения научной деятельности, а именно: оформление заказов и заявок на проведение НИОКР, планирование и учет результатов выполнения НИОКР.

Представленная концептуальная модель позволяет создать в высшем учебном заведении единую информационную систему, удовлетворяющую современным требованиям к организации и реализации учебного процесса.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Зафиевский, А.В. Автоматизация управления учебным процессом в вузе [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. – 2010. №1. С. 115-117. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id= 7784566 (Дата обращения: 9.09.2013).
  2. Карасев, Е.М. Автоматизация управления кафедрой в ВУЗе // Основные направления учебной деятельности в современной образовательной среде: Сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф., 27 апреля 2013 г., г.Стерлитамак / Под общ. ред. Л.Б. Абдуллиной; отв. ред. Н.Г. Шмелева. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. С. 151-153.
  3. Карасев, Е.М. Моделирование единой информационной системы управления кафедрой ВУЗа // Математическое моделирование процессов и систем: Сборник трудов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 28-29 ноября 2013 г., г.Стерлитамак / под общ. ред. С.А.Мустафиной . Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. С. 284-287.
  4. Карасев, Е.М., Карасева, Л.М. Автоматизация управления кафедрой вуза на основе свободного программного обеспечения // Современные проблемы науки и образования в техническом вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (24-26 июня 2013 г., г. Стерлитамак). Уфа: УГАТУ, 2013. С. 257-262.
  5. Карасева, Л.М., Дорофеев, А.В. Формирование информационной компетентности студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: www.science-education.ru/109-9334 (Дата обращения: 29.12.2013).
  6. Карасева, Л.М., Пестов, Н.С., Абсалямова, Г.Х. Программное средство для подведения итогов внутрисеместровой аттестации студентов // Основные направления учебной деятельности в современной образовательной среде: Сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф., 27 апреля 2013 г., г.Стерлитамак / Под общ. ред. Л.Б. Абдуллиной; отв. ред. Н.Г. Шмелева.  Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. С. 135-137.
  7. Кулаков, П.А., Ильясова, Г.Р., Суюндикова, З.Н. Автоматизированная подсистема «Планирование и учет выполнения учебной нагрузки ППС» // Инновационный потенциал молодежной науки: материалы Всероссийской научной конференции 8 ноября 2013 г. / под ред. А.Ф. Мустаева.  Уфа: БГПУ, 2013. С. 220-222.
  8. Кулаков П.А., Ильясова Г.Р., Суюндикова З.Н. Подсистема «Планирование и учет выполнения учебной нагрузки ППС» в составе единой информационной системы филиала // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2013: материалы Международной молодежной научной конференции (13-15 ноября 2013 года), в 6-х томах, Том 4, Юго-Зап. гос. ун-т., А.А. Горохов, Курск, 2013. С. 148-150.
  9. Кулаков П.А., Рассказов Р.Н. Разработка базы данных системы компьютерного тестирования // Инновационный потенциал молодежной науки: материалы Всероссийской научной конференции 8 ноября 2013 г. / под ред. А.Ф. Мустаева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. С. 189-191.
  10. Симонов В.Л., Храпченко М.В. Применение свободного программного обеспечения для управления делопроизводством кафедры с учетом компетентностного подхода в соответствии с ФГОС 3 поколения / Седьмая конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе»: тезисы докладов / Переславль, 28-29 янв. 2012 г. М.: Альт Линукс, 2012. С. 76-78.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 607
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz