Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ДШИ
Южакова Л. А.,
МБОУ ДОД «Новоасбестовская ДШИ»,
г. Новоасбест, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ДШИ

Современное развитие общества диктует необходимость использование новых информационных технологий во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а, следовательно, преподаватель должен использовать в своей работе ИКТ. Использование ИКТ дает возможность преподавателю делать урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным. Также они позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую и видеоинформационную часть, тем самым обогащая музыкальный багаж ребенка. В силу отдаленности сельской местности от крупных города появляются трудности в посещении музыкальных театров, музеев, филармонии. С помощью ИКТ дети могут посмотреть постановки музыкальных спектаклей, концертов в исполнении лучших театров мира.   

В своей работе на уроках музыкальной литературы мы используем следующие виды ИКТ:

  • Мультимедийные презентации;
  • Видеоролики;
  • Электронные учебные пособия;
  • Интернет ресурсы.

Мультимедийная презентация одновременно воздействует на несколько органов восприятия, слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта от урока. Основой любой презентации является активизация процесса восприятия и запоминания информации при помощи ярких образов.

При создании мультимедийных презентаций мы стараемся использовать различные методики. Например в цикле презентаций по теме «Инструменты симфонического оркестра» использованы ауди-, видео фрагменты музыкальных произведений разных жанров, эпох, что обогащает музыкальный мир ребенка. Для презентации к уроку «Настроение музыки» использовали литературный и музыкальный тексты. Здесь ребенку предлагается сравнить с помощью, каких средств изображается тот или иной образ в литературе и музыке. Тот же прием сравнения используется при прохождении оперного творчества. В таких презентациях раскрываются: отличительные черты литературного текста и либретто оперы; как показан герой в литературном произведении и его интерпретация композитором; отношение писателя к герою и отношение к герою композитора. В презентации к теме «Музыка в театре» (опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», П. И. Чайковский балет «Щелкунчик») используются работы знаменитых художников-декораторов, которые работали над постановкой оперы и балета, а также образцы живописи, посвященные данным работам. Т.е. в данных презентациях раскрывается взаимодействие музыки с другими видами искусств.  

В последнее время в своей практике на уроках музыкальной литературы мы стали использовать видеоролики. Нами разработаны видеоролики по темам: «Певческие голоса»; Творчество В. А. Гаврилина, на примере хоровой симфонии-действо «Перезвоны». В отличие от презентации видеоролики имеют звуковое сопровождение. В видеороликах созданных преподавателями звуковым сопровождением служит голос педагога, который рассказывает основную информацию, а далее следует видео- или ауди фрагмент. В видеороликах, которые созданы при совместной деятельности преподавателя и учащегося в качестве звукового сопровождения используется музыкальное произведение. Например, при изучении темы «Программная музыка» (П. И. Чайковский «Времена года») дети приносят в электронном виде репродукции картин, затем на уроке под руководством преподавателя  объединяют принесенный материал с музыкальным сопровождение. Такая форма работы очень нравиться детям, она их активизирует.  Видеоролик можно использовать не только на уроке, но и посмотреть дома, когда учащийся пропустил занятие.

В настоящее время библиотечный фонд сельских ДШИ не пополняется. Нехватка учебной литературы побудило нас создать электронный учебник по «Русской музыкальной литературе», который охватывает период от древнерусской музыкальной культуры до творчества А. Н. Скрябина. Электронный учебник более яркий, красочный, увлекательный, познавательный. Помимо традиционного текста, в котором основные понятия, даты можно выделить при помощи цвета, шрифта в электронном учебнике содержится множество ярких иллюстраций – это и первые афиши, изображение костюмов, декораций, репродукции картин на данный сюжет, различные портреты композиторов. Внутри электронного учебника существуют гиперссылки не только на текст, сайты, но и самое главное на ауди- и видео фрагменты. Каждую музыкальную тему (главная, побочная и т.д.) учащийся вначале прослушивает отдельно, а потом уже слушает музыкальное произведение целиком. Такой учебник облегчает работу ребенка дома. Ему не надо приходить в музыкальную школу в свободное от занятий время, чтобы прослушать музыкальное произведение и подготовиться к уроку. Он может спокойно дома, прочитав в учебнике музыкальный анализ, прослушать музыкальное произведение необходимо для него количество раз. Т.е. появляется возможность подстраиваться под индивидуальный темп обучения.

Использование ИКТ на уроках музыкальной литературы помогает расширять кругозор учащихся, побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, формирует интерес, делает процесс обучения ярким, запоминающимся, увлекательным. ИКТ предоставляют возможности для совместной деятельности преподавателя и учащегося, что влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает учебный процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное воспитание. Успешное применение ИКТ ведет к совершенствованию программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышает квалификацию преподавателя.     

 

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (09.02.2014)
Просмотров: 551
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz