Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Зырянова Е. В., Мащенко М.В.,
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская социально-педагогическая академия»,
г. Нижний Тагил, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Согласно Федеральной целевой программе «Одаренные дети» в рамках президентской программы «Дети России» выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, особенно на ранних стадиях, составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Существует заблуждение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако неординарные творческие личности без координации развития часто теряются во множестве интересующих их направлений деятельности, бывают перегружены, вследствие чего быстро теряют интерес к дальнейшему развитию. Кроме того, при работе с одаренными детьми необходимо учитывать, что они очень чувствительны к оценке результатов собственной деятельности и, как правило, не обладают адекватной самооценкой. С этой точки зрения поддержка одаренных детей в образовательных учреждениях должна быть систематической и целенаправленной. В этой статье мы остановимся более подробно на таком понятии как «языковая одаренность».

В XX в. изучению языковой одаренности было посвящено много исследований (Н. Хомский, Д. Грин, Д. Слобин и др.) На сегодняшний день языковая одаренность стала вновь востребована и на то есть ряд причин, а именно:

– увеличение объема текстовой информации на иностранном языке;

– открытие новых границ и возможностей при обучении иностранному языку;

– значительное изменение современных средств коммуникации и, в связи с этим, планирование правительством РФ сдачи единого государственного экзамена по иностранному языку уже к 2015 в обязательном порядке;

– увеличение количества аудиторных часов по иностранному языку в ВУЗах;

– публикация научных статей в иностранных печатных изданиях становиться популярнее;

– популярность компаний, которые работают на международном уровне, возрастает.

С точки зрения психологии языковая одаренность рассматривается как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка [2, С. 116]. В этом случае формирование речевого навыка обозначает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации.

В этой связи схему для формирования механизма языковой одаренности (по материалам исследований П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн и др.) можно представить следующим образом (см. рис. 1).



Рис. 1. Схема формирования языковой одаренности


Языковая одаренность формируется и развивается только в процессе общения с другими людьми при наличии устойчивой мотивации  и языковой активности. Причем развитие языковой одаренности всегда происходит в процессе формирования языковой компетентности с учетом имеющихся способностей. При этом следует различать языковые и коммуникативные способности, которые чаще всего развиваются параллельно, но направлены на разный результат. Языковая способность связана с направлением ориентировочных действий на языковой материал, а коммуникативная – с ситуацией общения. Соответственно, языковая компетенция характеризует владение / не владение нормами «речевых жанров» (термин М. М. Бахтина), а коммуникативная – нормами вербального и невербального общения.

Сравнительно новым способом развития языковой одаренности является использование дистанционных технологий, что становится особенно актуальным в условиях развития информационного общества в нашем государстве. 

Дистанционные технологии позволяют  быстро передавать учебную  информацию в любую точку земного шара, тем самым, повышая активность  познавательную деятельность школьников в рамках учебного предмета, особенно иностранного языка (появляется реальная возможность постоянного общения с носителями языка). Однако при построении дистанционного курса обучения для школьников, необходимо учитывать, что он должен быть согласован с используемой учителем рабочей программой и свободно интегрироваться в действующий учебник для эффективного сочетания очных и дистанционных форм обучения. Кроме того, при разработке дистанционных учебных курсов необходимо четко ориентироваться на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых. И, наконец, при разработке учебных курсов должна обязательно учитываться технологическая основа обучения. Весь материал, размещенный на сервере, должен быть соответствующим способом структурирован, иллюстрирован мультимедийными файлами, что в значительной степени может облегчить усвоение и осмысление материала. При обучении иностранному языку актуально использование видеоконференцсвязи и сетевых сервисов для организации интерактивной дискуссии и эффективной обратной связи обучаемого с преподавателем.

При разработке курса для одаренных учащихся можно использовать две стратегии – ускорение обучения и его расширение. На наш взгляд, вторая стратегия является более продуктивной, так как за счет дополнительных занимательных материалов становится возможно  развивать языковую активность учащихся и формировать у них познавательный интерес к иностранному языку – основу развития языковой одаренности. В этой связи в разрабатываемый на электронной платформе Moodle дистанционный курс «Enjoy English» будет дополнен различными занимательными заданиями повышенной сложности для одаренных детей. К основным целям данного курса можно отнести:

– познакомить учащихся с  Британскими и Американскими обычаями и традициями;

– познакомить детей с различными видами СМИ, а также обратить внимание детей на спортивную составляющую их жизни;

– формирование навыка выборочного чтения;

– расширение словарного запаса английских слов и выражений по данной теме;

– развитие монологической речи (употребление новых лексических единиц в своих речевых высказываниях по данной теме);

– формирование умения ориентироваться в потоке информации, осуществлять поиск, обработку и передачу необходимой информации;

– воспитание активной позиции к знанию иностранного языка, осознания необходимости активного участия в овладении иностранным языком;

– развитие таких качеств личности как патриотизм, активная жизненная позиция, самостоятельность суждения.

– развитие творческих способностей (создание проектов, презентаций по данной теме);

– развитие навыка общения с учителем дистанционно, навыка самостоятельной работы и самоконтроля, коммуникативных компетенций;

– развитие навыков ориентации и поиска необходимой информации в Интернете;

– развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение).

Данный курс рассчитан на учащихся 8 класса и старше. Он состоит из 6 модулей, изучение каждого из которых предполагает не менее 4 часов.

В первом модуле содержится инструкция по работе с курсом, информация о платформе Moodle и её возможностях, входная анкета, а также блок для вопросов, которые можно задать в случае необходимости, отчетность по модулю заключается в правильной регистрации на платформе, а также эссе по определенной теме (см. рис. 2).




Рис. 2. Содержание первого модуля курса «Enjoy English»


Далее идут 5 модулей, разбитых по темам. В каждом модуле, есть план работы, интересные материалы по данной теме, теоретический материал, который включает в себя практические задания на понимание темы изложенного материала, эти задания оцениваются, также в каждом модуле есть грамматический тест на знание и тренировку основных времен в английском языке. Оценка за правильно выполненный тест является дополнительной в каждом модуле и учитывается при выставлении итоговой оценки за модуль (см. рис. 3).




Рис. 3.  Содержание дистанционного курса «Enjoy English»


Связь с учителем осуществляется непосредственно через систему связи, встроенную в Moodle, кроме этого в каждом модуле есть Чат или Форум по определенной тематике, активность в этих элементах курса, также оценивается.

Таким образом, разработанный курс «Enjoy English» представляет изучение личностно-значимых тем  для учащихся на более глубоком уровне с использованием занимательных заданий, что вполне соответствует требованиям к обучению одаренных детей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибрагимов, И. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст] / И. Ибрагимов. М.: Академия, 2007.

2. Лапенок, М. В. Дистанционные технологии как средства интеграционного взаимодействия образовательных учреждений [Текст] / М. В. Лапенок // Образование и наука. 2007. №6. С. 93-98.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. И. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Ридецкая, О. Г. Психология одаренности [Текст]: учебно-практическое пособие / О. Г. Ридецкая. М.: Евразийский открытый институт, 2010.



Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: Mayya (11.02.2014)
Просмотров: 757
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz