Суббота, 18.08.2018, 15:27
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Бочарова Е.Ю.
БОУ ОО СПО «Сибирский профессиональный колледж», 
г. Омск, Россия

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

В рамках данной работы рассматривается вопрос создания модели информационно-методического сопровождения (ИМС) процесса обучения  по дисциплине «Информационные технологии» для обучающихся  по специальности: 230115 Программирование в компьютерных системах (базовая подготовка), однако, хочется заметить, что ИМС процесса обучения учебного заведения в комплексе аналогичен и состоит из комплекта ИМС по дисциплинам, междисциплинарным комплексам (МДК) в соответствии с учебными планами, стандартами по профессиям. Данная модель апробирована и применена в Сибирском профессиональном колледже, проведена работа по оценке эффективности данной модели. Показателями эффективности внедрения ИМС образовательного процесса были выделены: 1) качество результатов обучения  (успеваемость студентов по результатам промежуточной, итоговой аттестации, по результатам контрольных срезов), 2) удовлетворенность студентов процессом и результатом обучения (оценивалась методом тестирования студентов).

В современных условиях целями и содержанием информационно–методического сопровождения образовательного процесса колледжа являются сбор данных о его субъектах и объектах, преобразование этих данных (систематизация, анализ, синтез), переработка, хранение, воспроизведение, тиражирование и предоставление информации всем участникам образовательного процесса.

На основе теоретического анализа исследуемой проблемы нами была разработана модель информационно-методического сопровождения образовательного процесса  колледжа (см. рис. 1).


Рис.1 Модель информационно-методического сопровождения образовательного процесса колледжа.

Модель включает в себя следующие компоненты:

  1. Учебно-методическое сопровождение, которое  включает такие элементы, как: госстандарт специальности (специальностей), типовой план (согласно государственным стандартам и нормативам), рабочий учебный план, рабочие учебные программы дисциплин, междисциплинарных комплексов (МДК), практик, курсов и т.п.
  2. Техническое сопровождение  включает такие элементы, как: технический и организационный комплекс (компьютеры, проекторы, принтеры, сканеры, микрофоны, наушники и др.); информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие доступность учебно-методических материалов (Internet, LAN).
  3. Программное сопровождение,  включающее в себя:
  4. системное ПО; прикладное ПО; программы-системы доставки информации;  системы управления курсами (электронное обучение), также известные как системы управления обучением, электронные обучающие системы или виртуальные обучающие системы, среды, которые на данный момент разработаны, успешно используются в среднем профессиональном образовании.

К таким системам относятся системы Moodle [3], АTutor, используемые  для дистанционного, онлайн обучения, которые, что не маловажно, представляют собой  свободные, открытые, распространяемые по лицензии GNU GPL (бесплатно) веб-приложения.

В качестве примера представим систему Moodle (см. рис 2).

 

Рис. 2. Система Moodle на портале «Сибирского профессионального колледжа»

Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, пакет, который обычно определяют как CMS или LMS. Эти аббревиатуры можно расшифровать следующим образом:

CMS - course managment system - система управления курсами

LMS - learning managment system - система управления обучением

В рамках системы можно организовать: 

  • Взаимодействие  обучающихся между собой и с преподавателем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты;
  • Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций. 
  • Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий.  Результаты работы могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов. 
  • Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр. 

Система может использоваться для поддержки очного, заочного, дистанционного обучения по учебным дисциплинам (см. рис.3), МДК, подходит для организации различных дистанционных курсов, саморазвития, самообразования.

 

Рис. 3 Окно дисциплины «Информационные технологии» в рамках системы Moodle

В системе существует возможность предоставить  обучающимся онлайн, дистанционный доступ ко всем электронным материалам созданным, разработанным преподавателями (перечень которых указан ранее). Система позволяет проводить контроль усвоения материала в виде электронных КОС, тестов, различного вида и уровня, в системе возможны различные условия прохождения электронных КОС (например, можно оговорить количество раз прохождения тестирования, ограничить время прохождения тестов и т.д.).  

Информационное сопровождение включает в себя такие элементы, как совокупность пользовательских ресурсов (например, дидактических материалов по учебным дисциплинам).

Под совокупностью пользовательских ресурсов понимаются электронные учебные средства (ЭУС), электронные учебники (ЭУ), сборники задач, специальные словари, раскрывающие содержание основных понятий, мультимедийные файлы (записи лекций, семинаров, практических работ и др.), средства контрольно-измерительных материалов (КОС). Весь комплекс материалов может быть объединён в электронный учебно-методический комплекс (УМК),  электронное учебное пособие (ЭУП).

 Входящие в состав УМК, ЭУП электронные учебные издания (ЭУИ) условно можно классифицировать следующим образом:

  • программно-методические – учебный план, учебная программа;
  • обучающие – мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;
  • вспомогательные – практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник;
  • учебно-методические – методические указания, методические рекомендации;
  • контролирующие – тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

При внедрении УМК, ЭУП  появляется широкий спектр возможностей для повышения качества подготовки выпускников колледжа. Он включает в себя:

Возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры.

  • Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах  УМК, ЭУП. В печатных изданиях это - оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы. В электронном издании используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
  • Возможность развития поисковых механизмов не только в пределах электронного учебного издания, но и вне него. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.).
  • Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний обучающегося и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний.
  • Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний обучающегося, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования обучающемуся предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.

Главное преимущество УМК, ЭУП – это возможность интерактивного взаимодействия обучающихся с элементами (см. рис 4,5).

 

Рис. 4 Окно ЭУП по дисциплине «Информационные технологии», разработанное студенткой колледжа Ленёвой А. под руководством преподавателя Бочаровой Е.Ю.


Рис. 5 Окно выбора обучающих элементов ЭУП по дисциплине «Информационные технологии».

Уровни его проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого - при тестировании и личном участии обучающихся в моделировании процессов.

Электронный конспект лекций, в отличие от лекций на бумажном носителе, содержит большое количество иллюстраций. Материал лекций  заканчивается глоссарием, который включает в себя все изученные понятия и термины и способствует ускоренному формированию понятийного аппарата у обучающихся.

Методическое пособие для преподавателя содержит цели изучения курса, программу курса, перечень компетенций, тематический план, примерные задания к зачету и вопросы к экзамену. Большую часть пособия составляют приложения, содержащие набор тестов (см. рис. 6), компьютерных упражнений по каждой теме, описание деловой игры и другие методические материалы.


Рис. 6 Приложения ЭУП по дисциплине «Информационные технологии», содержащие набор тестов

Учебники и учебные пособия могут использоваться как в рамках информационно-методического комплекса, так и автономно, и предназначены для работы в компьютерном классе и для самостоятельной работы обучающихся.

Электронный справочник включает в себя упорядоченный по определенному правилу список терминов. Он может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник. Справочник позволяет студенту, обучающемуся оперативно получать необходимую справочную информацию. 

Организационное сопровождение, включающее в себя: подразделения колледжа (учебно-методическая служба, лаборатория электронного обучения), которые по своему функционалу могут обеспечить организацию и руководство данным процессом, кадровое обеспечение процесса (подготовка тьюторов, консультантов, преподавателей);

Представленные компоненты ИМС образовательного процесса колледжа обеспечивают взаимодействие преподавателя и студента в ходе профессиональной подготовки, позволяя студентам разрабатывать и осуществлять индивидуальные траектории своего профессионального развития, осуществлять самоконтроль эффективности учебной деятельности, а преподавателям – контроль успеваемости студентов. Еще одним немаловажным достоинством представленной модели является то, что она может оперативно реагировать на изменения требований к содержанию и формам организации учебного процесса, позволяет корректировать ход обучения и восполнять пробелы в знаниях студентов.

Организация ИМС образовательного процесса сможет решить следующие вопросы в колледже:

  • предоставление обучающимся потока систематизированной информации;
  • сохранение банка инноваций в области методики преподавания и изложения изучаемой дисциплины; 
  • сохранение и систематизация знаний, надежность хранения данных; 
  • доступность информационной среды для использования преподавателями и студентами; 
  • доступ к информации из любого места посредством современных технологий (а значит и использование данной информации в различных формах обучения и повышения квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Николаев, С.В. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства [Текст].// СПб Журнал  «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», Выпуск:5 (51) 2009, 04 июня 2009. С. 71-77
  2. Перьков, Н.А. Фактологическое обоснование информационного сопровождения профессионального образования студентов туристского вуза / Н.А. Перьков // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 1. С. 47-50.
  3. Никитина, Е.А., Филиппов, С.С. Формирование УМК учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта: учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: [б.и.], 2007. 130 с.
  4. Сайт сообщества Moodle.org [Электронный ресурс]. URL: http://www.moodle.org// (Дата обращения 4.02.2014).

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 1085
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz