Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-СЕРВИСОВ
Чепикова М.С.,
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия», 
г. Нижний Тагил, Россия  

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-СЕРВИСОВ

Вхождение России в мировое образовательное пространство, модернизация системы образования предполагают новые возможности, цели и стратегии системы  образования в целом, и школьного образования, в частности. Современный этап модернизации российской системы образования ознаменовался появлением ряда новых федеральных и региональных нормативно-правовых документов, позволяющих создать условия для удовлетворения потребностей граждан России, общества и государства в качественном образовании. 

В настоящее время большое значение придается информатизации системы школьного образования, включая и языковое образование.Одной из целей обучения в школе является развитие информационной компетенции, предполагающей умение ориентироваться в современном информационном пространстве, искать информацию, отбирать, критически оценивать ресурсы Интернета, общаться с помощью современных видов связи. Это означает, что изменение организационных форм и методов обучения в данном случае основано на формировании главного умения – самостоятельно извлекать знания, а также на развитии критического мышления учеников. Одно из противоречий системы образования состоит в том, что учащиеся, в большинстве своём, неплохо владея технической стороной работы на компьютере и в сети Интернет, в то же время не владеют указанной информационной компетенцией

Основополагающим документом на современном этапе является федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., утвержденная Постановлением Правительством Российской Федерации 7 февраля 2011г. №61. Согласно данному постановлению целью вышеназванной Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. [4]

Федеральный закон«Об Образовании в Российской Федерации» от 21 дек. 2012 г. №273-ФЗ предписывает образовательным организациям совершенствовать и использовать методы обучения и воспитания, образовательные технологии и электронном обучение. [3]

Помимо этого переход системы образования на новые федеральные стандарты [8]предусматривает нововведения, которые нужно вводить в образовательный процесс. Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится, что на уроках английского языка учителя должны формировать и совершенствовать иноязычную  коммуникативную  компетенцию в совокупности её составляющих, а именно:  речевую, языковую, социокультурную /межкультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции. [8]

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.

Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование языковой компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации.

Процесс формирования языковой компетенции учащихся будет более эффективным, если обучение английскому языку осуществляется с помощью использования информационных технологий, например, веб-сервисов. Учитель и ученик, объединенные ИКТ, становятся компонентами учебного взаимодействия. Между ними осуществляется как межличностное, так и интерактивное взаимодействие благодаря компьютерно-опосредованной учебной коммуникации [1]. Использование веб-вервисов в образовательном процессе описывали   учёные Е.Д. Патаракин [2], В.П. Сысоев [6], А.В. Палкова [1] и др.

Социальный сетевой сервис [6] – это виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  1. общения;
  2.  поддержки и развития социальных контактов;
  3. совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации;
  4. обмена медиаданными;
  5. творческой деятельности сетевого характера,
  6. выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Среда сетевых сообществ наполнена различными объектами и ситуациями, которые помогают людям думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

Первый и наиболее распространенный способ использования Интернета в образовательных целях – поиск информации. Сетевые социальные сервисы расширили информационные возможности Веба, информация стала не менее достоверной, чем в книгах, а может даже и более, так как книга статична, а интернет-издания постоянно обновляются. Улучшены алгоритмы поисковых машин и в выдаче стали заметно меньше появляться сомнительные ресурсы, что также повышает качество и уровень достоверности информации. Но главная особенность использования именно социальных сетевых сервисов в поиске учебных материалов – это наличие свободных открытых энциклопедий, таких как Википедия. Которые, помимо поиска, позволяют и совместно создавать и редактировать любые данные.

Общение в социальных сетях, блогах и имитаторах трехмерного пространства позволяет находить общение с людьми – носителями изучаемых языков, представителями различных культур и национальностей, что намного полезнее для образования и эффективнее, чем изучение данного материала по печатным или обычным медиаисточникам.

Осуществление коллективной работы над проектами можно провести с помощью практически любых средств социальных сетевых сервисов. Так Вики позволяет ученикам совместно создать учебное пособие, реферат, исследовательскую работу. Коллективный фотоальбом поможет собрать воедино фотографии с какого-либо мероприятия или по заданной тематике. А специальные программы для управления проектами, установленные в локальной сети или в интернете, помогут руководить ходом проекта, заниматься распределением задач в он-лайн режиме, создать список часто задаваемых вопросов или форум по заданной теме [5]

Интернет из физической совокупности связанных между собой компьютеров давно уже превратился в феномен культуры и, в частности, в образовательную среду. По мнению П.В. Сысоева[7], Интернет создает уникальные условия для ознакомления учащихся с культурным разнообразием сообществ стран изучаемого языка, что далеко не всегда может дать традиционный учебник по иностранному языку. При этом иностранный язык используется как основное средство образования и самообразования.

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе оказывает значительное влияние на формы и методы представления учебного материала, на характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и соответственно на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ИКТ не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность [5]. Так, например, при проведении урока по английскому языку учитель может объяснить грамматические структуры, используя традиционные методы, а закрепить при помощи сетевых сервисов, и наоборот.

Для объяснения нового материала, особенно если он состоит из многих составляющих, для лучшего визуального запоминания целесообразно использовать ментальные карты (карты знаний). Веб-сервис Cacooпозволяет засоздать схемы и диаграммы онлайн. Для начала работы над диаграммами и элементами дизайна сайта нужно  зарегистрироваться. Интерфейсподдерживает русский язык. Пример ментальной карты по английскому языку на тему «ModalVerbs– Модальные глаголы» (см. рис. 1) или на сайте:  https://cacoo.com/diagrams/VYJwlErYyHoqTCrK



Рис. 1. Пример использования веб-сервиса Cacoo

 Рефлексию на уроке можно проводить, используя сервис Scrumblr.comМногопользовательская стикерная доска Scrumblr. Этот сервис мощный инструмент для совместной работы с информацией в реальном времени.Несколько пользователей могут одновременно вносить правки в одну и ту же информацию и видеть чужие изменения в реальном времени.Можно добавлять именованные колонки и перемещать по ним стикеры. У стикеров можно править текст, местоположение и пометку цветным "магнитиком". Для начала работы не нужно регистрироваться. Пример стикерной доски с рефлексией (см. рис. 2) или на сайте: http://scrumblr.ca/Example


Рис.2. Пример использования веб-сервиса Scrumblr

 Таким образом, основная идея применения веб-сервисов при обучении английскому языку заключается в том, чтобы перенести акцент с упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Коваленко Д.В., Толстова Е.П., Рюмина И.Б. Рекомендации по использованию ИКТ в программе курса повышения квалификации «Современные технологии в обучении английскому языку». 2007  // [Электронный ресурс]URLhttp://refdb.ru/look/1745123.html(Дата обращения: 25.11.13)

2.Палкова А.В. Применение сервисов Веб 2.0 в преподавании иностранных языков //Преподавание иностранных языков в мультимедийном пространстве: сб. науч. ст. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – С. 69-85.

3.Сетевые социальные сервисы. Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 15.10.13)Патаркин Е.Д. Социальные сервисы веб 2.0 в помощь учителю [Текст] – M., Интуит.ру, 2007.

4.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США): [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm. (Дата обращения: 05.11.13)

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [Электронный ресурс]. URL:  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 – (Дата обращения: 28.09.13)

6. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 21 дек. 2012 г. №273-ФЗ., Москва: Проспект, 2013. – С.35.

7.Федеральная целевая программа развития образования на 2010-2015гг. //Вестник образования России, 2011. – №7. С.8-31.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (09.02.2014)
Просмотров: 1494
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz