Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ (ЭОИ) ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ

Гшиянц Р.Э., Жакова М.А.,
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»,
г. Ростов-на-Дону, Россия

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ (ЭОИ) ДЛЯ ВЫСШЕГО СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ

В Южном федеральном университете принят регламент разработки электронных образовательных изданий. Образовательные издания разрабатываются для инновационных программ университета, в том числе и для системы повышения квалификации научных и педагогических кадров. При проектировании образовательных изданий для системы профессионального образования учитываются специфические особенности подразделений обеспечивающих профессиональную подготовку. Регламент предназначен для авторов и разработчиков электронных образовательных изданий и направлен на повышение качества разрабатываемых изданий, модернизацию образовательного процесса и внедрение новых информационных технологий. Преподаватели и сотрудники ЮФУ, участвующие в образовательных программах, в рамках методической работы, предусмотренной их индивидуальными планами формируют необходимый материал для разработки индивидуального электронного образовательного издания. Материал включает текстовые, мультимедийные, аудиовизуальные и другие специфические для данного электронного издания компоненты. Специалисты по учебно-методической работе отдела организационно-методического обеспечения образовательных программ ЮФУ осуществляют помощь авторам в подготовке и разработке электронного издания, а также в регистрации ЭОИ и получения регистрационного свидетельства. Электронные образовательные издания разрабатываются и для сторонних образовательных учреждений по предварительной заявке.

             Электронное образовательное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения учебного характера, представленное в электронно-цифровой форме и призванное обеспечивать образовательный процесс, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий [1].

Основные требования к ЭОИ:

- Соблюдение требований действующего  государственного образовательного стандарта. Соответствие  программе учебной дисциплины, по которой разработан ЭОИ.

-  Соблюдение дизайн-эргономических и программно-технических требований к ЭОИ, установленных в ЮФУ.

- Соблюдение государственных стандартов в области издательского дела и информационно-коммуникационных технологий в образовании.

 Соблюдение законодательства РФ в области защиты авторских прав.

- Модульность ЭОИ, предполагающая методически и содержательно обоснованное деление ЭОИ на самостоятельно оформленные модули с квалиметрическим обеспечением, позволяющее их повторное использование или цитирование в других ЭОИ.

С целью определения потребностей в ЭОИ учебно-методические советы (УМС) подразделений ЮФУ проводят анализ обеспеченности дисциплин ЭОИ. Согласно выявленной в ходе анализа потребности кафедра принимает решение о разработке ЭОИ. На этапе организации формируется авторский коллектив. В состав авторского коллектива могут входить: специалист (специалисты) в предметной области, специалист в области информационных технологий (ИТ) организационно-методического отдела обеспечения образовательных программ. Разработку структуры ЭОИ и подготовку образовательного контента: текстов, иллюстраций, мультимедийных компонентов, банка тестовых заданий осуществляет автор, руководствуясь Методическими  указаниями, разработанными организационно-методическим отделом обеспечения образовательных программ Управления учебно-методической работы, непрерывного и дополнительного образования. Утверждение кафедрой и учебно-методическим советом факультета (подразделения) подготовленного образовательного контента. Разработка интерфейса и сборка ЭОИ выполняются автором совместно со специалистом в области ИТ. Разработка оформления титульного экрана, этикетки носителя и первичной упаковки для локального ЭОИ. Титульный экран, этикетка носителя и первичная упаковка должны содержать выходные сведения, которые формируются первым автором ЭОИ и специалистом по ИТ.

Заказ на разработку ЭОИ специалистами в области ИТ организационно-методического отдела обеспечения образовательных программ оформляется на специальном бланке, на котором ставится разрешающая подпись начальника управления учебно-методической работы, непрерывного и дополнительного образования.

Осуществляется обязательная регистрация ЭОИ, разработанных  совместно со специалистами в области ИТ организационно-методического отдела обеспечения образовательных программ, в НТЦ «Информрегистр» [7], а также в других фондах и организациях. ЭОИ считается опубликованным после его регистрации в НТЦ «Информрегистр» [5], а также в других фондах и организациях, а также после внесения информации о нем  в реестр ЭОИ ЮФУ. Опубликованные электронные учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы приравниваются к печатному (учебно-методическому) труду. Электронно-вспомогательные ЭОИ, или их части  приравниваются к методическим рекомендациям.

Зарегистрированные локальные ЭОИ хранятся и контролируются подразделением. Информация о зарегистрированных ЭОИ размещается в реестре ЭОИ ЮФУ [5]. Далее представлены виды ЭОИ с их кратким описанием:

Электронный учебник

Методический аспект: учебное электронное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Минимальное содержание: теоретический материал на модульной основе; тестовые задания по каждому модулю; лабораторные и практические задания; вопросы к экзамену и зачету; методические пособия, банальные учебники по дисциплине; глоссарий терминов; список основной и дополнительной литературы.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т.п.).

Электронное учебное пособие

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания и содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (определенного раздела), соответствующее учебной программе.

Минимальное содержание: теоретический материал на модульной основе; тестовые задания; лабораторные и практические задания; глоссарий терминов; список основной и дополнительной литературы; вопросы к экзамену и зачету; сканированные учебники по дисциплине.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т.п.).

Электронный курс лекций

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, представляющее собой комплекс лекций, освещающий содержание учебной дисциплины.

Минимальное содержание: план лекции; теоретический материал на модульной основе; итоговые тесты; список основной и дополнительной литературы; рекомендованные учебники (сканированные).

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов и/или с помощью визуальных графических представлений (слайдов), объединенное единой программной средой и системой навигации [4].

Электронная хрестоматия

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Минимальное содержание: теоретический материал, информационно-справочные материалы.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием технологий мультимедиа, объединенное единой программной средой и системой навигации.

Электронный справочник

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации, включающей средства для быстрого поиска информации [2].

Электронный практикум

Методический аспект: учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного теоретического материала. К данному виду ЭОИ относятся: виртуальный лабораторный практикум, автоматизированный лабораторный практикум, сборник задач, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведение научно-исследовательской работы.

Минимальное содержание: краткие теоретические сведения; комплекс программных средств; аппаратно-программные комплексы (лабораторные установки, специальным способом сопряженные с ПК); программное обеспечение, формирующее структуры отчетов для лабораторных работ; тестовые задания; список основной и дополнительной литературы; методические указания, в т.ч. отражающие технологию взаимодействия студента с преподавателем в процессе выполнения практикума.

Техническая реализация: издание, подготовленное с использованием мультимедийных компонентов и моделирующих программ, объединенное единой программной средой и системой навигации.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)

Методический аспект: обновляемое электронное издание по образовательной дисциплине. предназначенное для определенной ступени обучения.

Минимальное содержание: учебная программа дисциплины; теоретический материал (учебник или учебное пособие и/или курс лекций) на модульной основе; лабораторный практикум (если это предусмотрено учебной программой); методические указания по курсовому проектированию (если это предусмотрено учебной программой); комплект тестовых заданий; дополнительные информационно-справочные материалы; интерактивный график изучения дисциплины, в котором отражается рекомендуемый порядок изучения дисциплины и прохождения контрольных точек; методические указания, в т.ч. отражающие технологию взаимодействия студента с преподавателем в процессе применения ЭУМК [3].

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации, а также содержащее дополнительные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т. п.).

Виды организационно-вспомогательных ЭОИ, которые могут входить в состав основных ЭОИ, либо публиковаться самостоятельно.

Учебная программа

Методический аспект: издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, ее раздела, части.

Техническая реализация: издание, выполненное по технологии portable document format (открытый стандарт представления электронных документов, не зависящий от программной платформы).

Комплект тестовых заданий

Методический аспект: совокупность тестовых заданий, предназначенных для входного, промежуточного и итогового контроля уровня знаний, а также самоконтроля.

Техническая реализация: комплекс файловых структур, подготовленных для работы специализированного программного обеспечения  (автоматизированной системы тестирования), предназначенного для обработки и оценки результата тестирования.

Электронные учебно-методические материалы

Методический аспект: издание, содержащее материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины (ее раздела, части); выполнения практических и лабораторных работ; решению задач; выполнению курсовых и дипломных работ; проведению научно-исследовательских работ; организации и проведению деловых игр и т.д [2].

Техническая реализация: издание, подготовленное  по гипертекстовой технологи, с использованием технологий мультимедиа, объединенное единой программной средой и системой навигации.

Исходные компоненты для создания ЭОИ

Методический аспект: компоненты, предназначенные для демонстрации изучаемых отдельных явлений, процессов и т. д. и способствующие усвоению пройденного теоретического материала.

Техническая реализация:

Реалистический визуальный ряд: фотографии экспонатов, объектов предметной области, портреты ученых и др.; видеофрагменты процессов и явлений предметной области, демонстраций опытов, видео-экскурсий и др.

Синтезированный визуальный ряд: двух- и трехмерные статические и динамические модели; анимации; представления воображаемых элементов, объектов, скрытых структур, процессов, явлений предметной области; объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования [4].

Звукоряд: звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы и др., а также синхронизированные аудио- и видео-объекты.

 

Литература

1. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. М.: МЭСИ, 2012 г. 196 с.

2.   Беленко, С.И. Информационные технологии в образовании. / С.И. Беленко. Ростов н/Д: Эверест, 2007. 189 с.

3. Гшиянц, Р.Э. Информационный аспект подготовки учителя технологии и предпринимательства в контексте открытого образования. / Р.Э. Гшиянц Ростов н/Д: АкадемЛит, 2012. 304 с.

4. Гшиянц, Р.Э., Жакова М.А., Беленко С.И. Технологии разработки электронных учебных изданий. Электронное учебное пособие. /Р.Э. Гшиянц, М.А. Жакова, С.И. Беленко. Ростов н/Д: ЮФУ, 2013.

5.   Электронное обучение в ЮФУ [Электронный ресурс]. URL: http://laboratoria-pip.pi.sfedu.ru (Дата обращения 4.02.2014).

6.   Сайт ЮФУ [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu.ru (Дата обращения 4.02.2014)

7.  Электронные издания производителя ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный университет". Педагогический институт [Электронный ресурс]. URL: http://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/dealer.asp?tp=o&dealId=663. (Дата обращения 4.02.2014)

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 436
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz