Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Бахтигареева С.М.,
ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля», 
г. Мензелинск, Россия

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ  ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Тема «Алгоритмизация и программирование" является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики и ИКТ. Одной из задач, которую следует ставить при первоначальном изучении программирования, — освоение основ методики структурного про­граммирования.

Такой подход позволяет:

  • выстраивать логически связанную последовательность изучения содержания курса;
  • реализовать деятельностный подход в изучении основных разделов теоретической информатики.

На наш взгляд, самым простым в изучении является Turbo Pascal, после которого легко перейти к изучению среды объектно-ориентированного языка программирования Delphi или Visual Basic.

Анализируя учебную литературу, мы увидели, что в настоящее время существует большое количество проблем в данном направлении: недостаточный объем часов преподавания информатики и ИКТ, принципиальное отсутствие раздела программирования в федеральном стандарте по информатике и ИКТ. Также отсутствует раздел программирование и в учебниках, рекомендованных в федеральном перечне. В некоторых из них лишь имеются раздел, посвященный алгоритмизации и, в лучшем случае, пример одной простой программы. В то же самое время в ЕГЭ есть достаточно много вопросов, а в особенности в части «С», на понимание и составление программ. Так же олимпиады по информатике состоят из задач, направленных исключительно на прикладное программирование. 

Таким образом, при построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый преподаватель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы. Поэтому задача преподавателя  состоит в разработке таких средств методики, которая максимально упростит развитие способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире. Одним из таких средств является электронное учебное пособие (ЭУП).

Электронное учебное пособие – комплекс материалов, обеспечивающих достижение заданных образовательных результатов в конкретных педагогических условиях, позволяющих преподавателю организовать учебно-воспитательный процесс, включающий в себя комплекс учебно-методических материалов для организации  занятий в учебном заведении и  в домашних условиях, представленный как в цифровом, так и в традиционном виде. Электронное учебное пособие содержит методический инструментарий, позволяющий преподавателю самостоятельно строить учебный курс из готовых образовательных модулей.

Рассмотрим основные требования к разработке электронных учебных материалов:

1. ЭУП должен, прежде всего,  быть адресован студенту. Стоит задача определить: для чего студенту он нужен, какие задания, принципы и сквозные вопросы ему необходимо рассмотреть,   для преподавателя -  ход образовательного процесса.  

2. Все составные части ЭУП  по учебному предмету должны отражать одни и те же аспекты образовательного процесса: учебно-понятийный, учебной самостоятельности; контрольно-оценочный или рефлексивный; информационно-иллюстративный, тренировочный.

3. В контрольно-оценочной деятельности основная задача направлена на организацию  возможностей учащихся самим отслеживать динамику их достижений и изменений в образовательном процессе, становление их учебной самостоятельности, а также определять меру и время готовности студентов к предъявлению окружающим (педагогу и сверстникам) своих результатов учения (обучения).

4. При разработке ЭУП необходимо найти возможности для создания  компьютерных программ в двух аспектах: первый связан с проектированием и компьютерной реализацией предметно-ориентированных учебных сред, обеспечивающих развернутое моделирование содержания объектов усвоения, в особенности создание управляющих моделей; второй – с созданием на основе этих сред моделей совместной и индивидуальной учебной деятельности, опирающихся на процессы коммуникации и широкое взаимодействие преподавателя и студентов, самих студентов, в том числе и между учебными заведениями.

Без целенаправленного формирования у учащихся опыта освоения информационных потоков с использованием информационных технологий для получения нового знания, успешное обучение практически невозможно. С этой целью было разработано электронное учебное пособие «Программирование в процедурной среде Паскаль» (см. рис.1). Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника, лабораторного практикума и эксперта усвоенной информации. Обучающие системы могут применяться в режиме обучения, информирования, контроля знаний, решения задач, контроля выполнения лабораторных работ, тренировки.


Рисунок 1 – Страница информационного блока ЭУП

Принцип построения электронного учебного пособия основан на использовании технологии модульного обучения. Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, включающей в себя модули (блоки): целевой, информационный, операционный, то есть методическое руководство по достижению целей обучения, блок проверки знаний.

Электронное учебное пособие «Программирование в процедурной среде Паскаль» включает в себя изучение следующих разделов: 

  1. Язык программирования Паскаль. Структура программы
  2. Основные математические функции
  3. Ввод и вывод данных. Составление линейных программ
  4. Условный оператор. Структура условного оператора
  5. Циклы в Паскаль.

Содержание каждого раздела электронного учебного пособия  включает:

  1. Информационный блок. Цель: ознакомление с теоретическим материалом.
  2. Блок повторения. Цель: определить качество усвоения теоретического материала.
  3. Коррекционный блок. Цель: формирование и совершенствование умений и навыков по применению теоретических знаний.
  4. Блок контроля. Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков. Контрольная работа носит дифференцированный характер. Выбор степени сложности определяют сами учащиеся.

Таким образом, внедрение электронного учебного пособия «Программирование в процедурной среде Паскаль» на основе блочно-модульного обучения позволяет: избавить учащихся от процесса поиска информации; сделать описание объектов или процессов в высшей степени наглядными; дает возможность учащимся многократно и в том темпе, который им доступен, осваивать учебный материал в благоприятной психологической атмосфере; преподавателям – оперативно редактировать лекционный материал с учетом всего нового, что появляется в конкретной области; предоставить возможность учащимся изучать лекционный материал и выполнять практические задания самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. М.:Издательский центр «Академия», 2005.  192 с.
  2.  Сидоренко, Алексей. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/ index.htm. (Дата обращения 4.02.2014)
  3.  Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер.- М.:Издательский центр «Академия», 2003. 624 с.
  4.  Щедрин, А. Г. Проблема изучения программирования в курсе информатики [Электронный ресурс]. URL: http://ms.znate.ru/docs/565/index-43820.html (Дата обращения 4.02.2014). 

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 491
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz