Пятница, 21.09.2018, 20:23
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ
Фаттахова А. У.,
ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж им. Мусы Джалиля», 
г. Мензелинск, Россия

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ

В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности.

Одной из составных задач можно рассматривать проблему автоматизации рабочего места в системе образования.

О своевременности и актуальности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что большую часть своего времени администраторы заведений и преподаватели тратят на оформление различной документации и отчетов. Огромное количество учебных заведений и отсутствие предложений в данной сфере гарантируют высокую потребность в данном продукте.

Действительно, процессы обработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание ими многих пользователей.

В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности.

На современном этапе автоматизации наиболее перспективным является автоматизация планово - управленческих функций на базе персональных ЭВМ, установленных непосредственно на рабочих местах специалистов. Эти системы получили широкое распространение в организационном управлении под названием автоматизированных рабочих мест (АРМ). Это позволит использовать систему людям, не имеющим специальных знаний в области программирования, и одновременно позволит дополнять систему по мере надобности.

В условиях модернизации образования процесс информатизации становится все более актуальным. Использование информационных технологий администрацией образовательных учреждений позволяет увеличить эффективность управления.

Автоматизированное рабочее место (АРМ), или, в зарубежной терминологии, "рабочая станция" (work-station), представляет собой место пользователя-специалиста той или иной профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций. Такими средствами, как правило, является ПК, дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами: дисковыми накопителями, печатающими устройствами, оптическими читающими устройствами или считывателями штрихового кода, устройствами графики, средствами сопряжения с другими АРМ и с локальными вычислительными сетями и т.д.

Наибольшее распространение в мире получили АРМ на базе профессиональных ПК с архитектурой IBM PC.

АРМ в основном ориентированы на пользователя, не имеющего специальной подготовки по использованию вычислительной техники. Основным назначением АРМ можно считать децентрализованную обработку информации на рабочих местах, использование соответствующих "своих" баз данных при одновременной возможности вхождения в локальные сети АРМ и ПК, а иногда и в глобальные вычислительные сети, включающие мощные ЭВМ.

Принципы создания любых АРМ должны быть общими: системность, гибкость, устойчивость, эффективность.

Системность. АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением.

Гибкость, система приспособлена к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Устойчивость. Принцип заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема.

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам на создание и эксплуатацию системы.

Рассматриваются проблемы автоматизации рабочего места:

  • вопросы организации документооборота,
  • создания удобной коммуникационной среды,
  • автоматизации процессов принятия решений и управления,
  • тенденции развития информационных технологий.

Нужно отметить, что информационные технологии настолько широко и активно внедряются в жизнь человеческого общества, что становится совершенно невозможным представить современного специалиста, не владеющего персональным компьютером. Поэтому курс информационных технологий должен являться в ОУ одним из базовых для обучения студентов любых специальностей.

Преимущество в появлении АРМ состоит в том, что упростилось хранение, поиск, а так же появилось больше возможностей обработки информации. Проделанная работа по внедрению АРМ увеличила скорость выполнения работ, а так же поиск необходимой, среди всей информации. С развитием АРМ возможности учебных заведений стали практически безграничными, что обеспечивается российским законодательством, разрешающим вузам использовать разнообразные методики образовательного процесса.

Автоматизация управления образовательным процессом позволила бы:

  1. использовать современные системы обработки, тиражирования, анализа, структурирования и хранения информации (текстовой, графической, визуальной, речевой);
  2. автоматизировать основные и вспомогательные информационные процессы, например совместную работу учителей над документом (дистанционно, в локальной или глобальной сети), «безбумажное» общение между учителями с их рабочего места, информационное взаимодействие по телекоммуникациям;
  3. вести базы данных, в том числе базы данных дистанционного доступа, обмениваться информацией между базами данных;
  4. предоставлять учащимся, учителям, родителям и работникам органов управления образованием возможность удаленного доступа в учебное заведение и дистанционного общения друг с другом, поиска нужной информации;
  5. вести администрирование прав доступа пользователей к функциям и ресурсам системы;
  6. оптимизировать состав и содержание информационного и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  7. систематизировать имеющиеся в школе материалы, представленные в цифровом формате, электронные средства учебного и образовательного назначения, ссылки на сайты и порталы в Интернете, упростить хранение, поиск и пересылку этих документов;
  8. проводить обработку информации, хранящейся в базах данных;
  9. обеспечивать доступ учащимся и педагогам к средствам коммуникации, к внутренним и мировым информационным ресурсам;
  10. оптимизировать движение информационных потоков между школой и органами управления образованием.

Создание АРМ на базе ПК обеспечивает:

  1. простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;
  2. простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;
  3. компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;
  4. высокую надежность и живучесть;
  5. сравнительно простую организацию технического обслуживания.

АРМ должен отвечать следующим требованиям:

  1. своевременное удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста;
  2. минимальное время ответа на запросы пользователя;
  3. адаптация к уровню подготовки пользователя и его профессиональным запросам;
  4. простота освоения приемов работы на АРМ и легкость общения, надежность и простота обслуживания;
  5. терпимость по отношению к пользователю;
  6. возможность быстрого обучения пользователя;
  7. возможность работы в составе вычислительной сети.

Теоретически обоснована возможность и целесообразность использования автоматизированных систем в управлении образовательным процессом.

Проблема автоматизации производственных процессов и процессов управления как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной в любой сфере человеческой деятельности, сфера образования также не является исключением. Необходимость автоматизации процессов управления в сфере образования объясняется задачами облегчения труда персонала, следовательно, повышения эффективности работ по составлению различных отчетов и ведомостей и их обработке, а также обработке и хранению различных данных.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Автоматизированное рабочее место в системе управления  предприятием. // Сборник научных трудов. Ленинград. 1989.
  2. Фигурнов, В.Э. IBM PC для пользователя Изд. 10-е./В.Э. Фигурнов. М.:Инфра, 2005. 480 с.
  3. Шураков, В.В. Автоматизированное рабочее место для статической обработки данных. М.: Орос Статистика, 1990. 376 с.
  4. Волкова, В.Н., Денисов, А.А. Основы теории систем и системного анализа. // В.Н. Волкова, А.А. Денисов. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2007. 512 с.
  5. Левин, А. Самоучитель работы на компьютере. Изд. 5-е перераб. и доп. /А. Левин. М.: Издательство «Нолидж», 2005. 624 с.
  6. Кантарь И.Л. Автоматизированные рабочие места управленческого аппарата / И.Л. Кантарь. М.: Финансы и статистика, 1990. 428 с.
  7. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. /В.П. Леонтьев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 134 с.

Категория: Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы | Добавил: grebnevaDM (10.02.2014)
Просмотров: 1020 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Интересная статья,актуальная на данный период.  АРМ позволит использовать систему людям, не имеющимспециальных знаний в области программирования автоматизировать процесс
ведения документации и отчетности.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz