Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

УЛУЧШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Беленкова И.В.,
ФГБОУ ВПО "Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия",
г. Нижний Тагил, Россия

УЛУЧШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.

К.Д. Ушинский

Исходным толчком для начала мыслительной деятельности обучаемого является предъявление ему некоторой информации. Это может быть объяснение или вопрос педагога, напечатанный учебный текст, чертеж или рисунок и т.д. Информация (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение) – в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от содержания. В узком смысле этого слова – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. 

По мнению А.К. Тихомирова «информация – это... система знаков или символов; переработка информации – различного рода преобразования этих знаков по определенным правилам... Информационная модель... – сведения о задаче, представленные или накапливаемые (в виде нового описания) в памяти решающей системы» [5, с. 329]. Здесь мы ориентируемся на строго определенный вид информации – учебную знаковую информацию,  предназначенную  и  направленную  на  усвоение  содержания  учебной теории и ее практических приложений.

Учебная знаковая информация, которая также есть система знаков (слов, формул, иллюстраций), призвана помочь студентам  воспринять  материал,  побудить  их  к  поискам  решений  возникающих проблем. Это особенно важно – мы должны ориентироваться на значительные усилия самого студента и не столько снабжать его запасом сведений, сколько организовывать,  представлять  возможности  для  их  получения. 

Восприятие – познавательный психический процесс. Его особенность состоит в том, что, воспринимая информацию, человек использует все свои органы чувств: он видит, слышит, обоняет, чувствует вкус и осязает. А это значит – воссоздает целый комплекс ощущений и образов. Чтобы улучшить восприятие, необходимо, чтобы все органы чувств работали максимально эффективно. 

Любая информация воспринимается по некоторым правилам. Среди правил них выделяют следующие:

  1. Правило простых схем. Лучше воспринимается графическая информация, нежели текстовая.
  2. Правило фигуры и фона. Фигурой в восприятии выступают, те стимулы, которые привлекли к себе наибольшее внимание, при этом остальные окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. 
  3. Правило целостности. Человек склонен создавать полную картину восприятия, даже если некоторые ее элементы будут отсутствовать. К примеру, разделы курса сопровождались определенной мелодией, и когда читатель услышит данную мелодию отдельно, будет непроизвольно ассоциировать ее с конкретным курсом.
  4. Правило группировки. Оно характеризуется тем, что человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть, разложены «по полочкам». Подобная группировка должна быть понятной и логичной. Поэтому очень важно предоставить читателю возможность легко ориентироваться в новой для него информации, четко структурировать блоки данных, корректно выстраивать интерфейс и т.д.
  5. Правило переключения внимания. Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле «фигуру», он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей «фигуры». 
  6. Простым примером выступает четкая подача текста с выделением акцентов, группировкой абзацев, иллюстрированием и т.д.
  7.  Правило 7 ± 2. Оно подразумевает, что объем восприятия человека имеет определенные границы и дает возможность запомнить лишь от 5 до 9 предметов в один момент. Об этом правиле необходимо помнить при оформлении информации,  иначе внимание на чрезмерное количество объектов рассеивается, вследствие чего они превращаются в «фон». 

Для улучшения восприятия информации на занятиях мы используем разнообразные способы. Среди них мы выделяем такие, как: рисунок – чертеж –  схема – график – гистограмма – диаграмма – таблица – формула (расположены по степени возрастания абстрактности). Некоторые из них (такие как, график,  гистограмма,  диаграмма,  таблица,  формула) могут передавать более скрытые особенности рассматриваемого объекта.

  • рисунок точно передает форму, объемность, основные пропорции и назначение предмета, что позволяет изучить его по графическому изображению. Психологически наилучшим по восприятию считается перспективное изображение предмета.
  • чертеж содержит условное изображение предмета. Экспериментально доказано, что наличие чертежей в печатном текстовом сообщении способствует его более четкому пониманию. Даже наличие или отсутствие подрисуночного описания устройства и его частей не оказывало существенного влияния на глубину понимания сообщения.
  • схема представляет собой продукт абстрагирования с целью показа лишь самого существенного, принципиального в нем. Работа со схемой предполагает определенный уровень развития пространственных представлений и мышления.
  • график дает возможность наглядно воспринимать разного рода функциональные зависимости, в том числе и такие, которые принципиально невозможно наблюдать визуально. Наибольшей эффективностью обладают графики с одной параметрической линией, затем – с пятью, потом – с тремя. Плюс координатная сетка увеличивает эффективность графиков приблизительно на 30%.
  • гистограмма обладает меньшими информационными возможностями, чем график. Например, затруднительно построить гистограмму с большим количеством столбиков. Но, гистограммы имеют свое основное преимущество – наглядность и возможность сравнения.
  • диаграмма – графическое построение, наглядно показывающее соотношение между различными величинами. В порядке увеличения времени восприятия типы диаграмм распределяются так: столбиковые > ленточные > круговые. 
  • таблица содержит факты. Таблицы и графики могут взаимно дополнять друг друга, трансформируемы. Все информационное содержание  таблицы  можно представить в виде графика. На считывание показаний таблицы уходит примерно в 2,5 раза больше времени, чем на считывание показаний графиков.
  • формула. Оптимальное употребление математической символики заключается в дополнении ее словесными пояснениями. Степень наглядности формулы и таблицы примерно одинакова, но степень наглядности формулы определяется уровнем математической подготовки субъекта, а требования к подготовке таблицы значительно меньше.

Для улучшения восприятия материалов при изучении различных курсов, изучаемых студентами специальности 050100, можно использовать различные  наглядные средства представления информации. Важность использования графического представления информации объясняется следующими причинами:

  1. можно представить тему целиком;
  2. графика помогает наглядно и понятно для себя и других представить структуру информации;
  3. когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
  4. повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи проекта: человеческого мозгу всегда нужны графические образы;
  5. с использованием схем можно свое мышление более гибким, подвижным, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое. 

Наиболее распространенными наглядными средствами представления информации являются:

  1. кластер – способ организации основных идей.
  2. денотатный граф – способ вычленения из текста ключевых понятий.
  3. фишбоун – формулировка проблемы и перечисление причин ее существования.
  4. концептуальная таблица – матрица для сравнительного анализа явлений, фактов.
  5. сравнительная таблица «плюс, минус, интересно» – вычленение преимуществ и недостатков (Эдвард де Боно).
  6. опорные сигналы – различные графические образы, помогающие запоминанию информации (В.Ф.Шаталов).
  7. блок-схема, структурограмма – графическое представление алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков. 

Восприятие учебной информации студентом в значительной степени зависит от его внимания (произвольного и непроизвольного) к этой информации. Поэтому следует выделить свойства информации, обеспечивающие привлечение внимания ученика, форму представления информации (визуальную, словесную, композиционную, техническую) и структурную организацию информации (обзорная, иллюстрирующая и др.). Еще один фактор важен здесь – отношение к познанию информации (см. табл. 1).

Таблица 1

Факторы успешного восприятия учебной информации


Нередко педагог при сообщении учебной информации основную задачу видит только в восприятии сообщенного материала и для этого использует только те факторы, которые указаны в таблице (табл.1). Но это не способствует полноценному усвоению студентами полученной информации. Ориентировка на осмысление и первичное обобщение информации студентами значительно уменьшает проявление формализма в учебно-воспитательном процессе. 


Рис. 1. Восприятие информации

 Изучая процессы понимания, психологи констатируют факт [1, 2], что учебная информация может быть воспринята, но не понята или недостаточно понята (рис.3). Понимание текста стало предметом изучения лишь в начале 80-х годов. Понимание рассматривается как трехступенчатый процесс. Первая ступень связана с пониманием предложений, переводом их в глубинные структуры, которые могут быть описаны как своего рода «фреймы», а вторая – с пониманием связного текста, поиском межпозиционных связей при помощи процедуры логического вывода, умозаключения и т.п. Третья ступень заключается в использовании знаний, имеющих отношение к тексту.

Понимание информации приходит не сразу, а после попытки проникнуть в ее смысл. Для понимания важна ин формация об одном и том же объекте познания, но уровень понимания ин формации отличается от другого широтой переноса познанной информации в новые условия, т.е. применением ее. Для этого нужны определенные логические умения (сравнивать, выделять главное, доказывать, опровергать), а также умения работать с информационными источниками (справочной литературой, первоисточниками, научно-популярной и т.д.).

Для восприятия информации различными органами чувств сегодня очень широко используют информационные технологии (ИТ).  В широком понимании информационная технология охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно, появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. При этом основой ИТ являются технологии обработки, хранения и восприятия информации.

При изучении курсов, таких как «Компьютерная обработка данных», «Исследование операций», «Компьютерное моделирование», «Алгоритмизация и программирование» и др., мы используем различное ПО. Среди программ мы выделяем программы Microsoft Office, Mathcad, а также сетевые сервисы.

Использование возможностей сетевых сервисов в образовательном процессе (Е.Д. Патаракин [4], и др.) позволяет связать людей в сетевые сообщества. Такие сервисы, как Cacoo, Prezi, Calameo и пр. позволяют педагогу улучшить восприятие учебной информации.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:

1. изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

2. звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

3. видео, сложные видеоэффекты;

4. анимации и анимационное имитирование.

Презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения. Нами созданы презентации практически для всех читаемых курсов.

При использовании ИТ в учебном процессе необходимость в помощи педагога возникает при решении студентами творческих, исследовательских, проблемных задач. Преподаватель в такой ситуации приоритетно решает такие вопросы, как создание информации, поддержка познавательной, творческой атмосферы в аудитории, стимулирование интереса обучаемых к самостоятельному приобретению знаний, организация общения и сотрудничества обучаемых для коллективного решения общих проблем.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
2. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
3. Лымарь Е. Правила восприятия информации в помощь разработчику курсов. [Электронный ресурс] URL: http://e-lpro.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html (Дата обращения 15.10.2013).
4. Патаркин Е.Д. Социальные сервисы веб 2.0 в помощь учителю [Текст] – M. Интуит.ру, 2007.
5. Тихомиров А.К. Информационные и психологические теории мышления. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: grebnevaDM (09.02.2014)
Просмотров: 1550
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz