Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Свириденко Г. К.,
ГБОУ СПО СО УГК им. «И. И. Ползунова»,
г. Екатеринбург, Россия

Современные направления развития информационных технологий, используемых в образовательном процессе

В системе образования страны регулярно проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями. Главной целью является формирование в России открытого образовательного пространства, доступного для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры населения.

По этой причине многие государственные и негосударственные учебные заведения на всех уровнях приступили к освоению и внедрению в практику образования разнообразных информационных технологий. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

С появлением компьютерных сетей образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара через глобальную компьютерную сеть Интернет, которая обеспечивает мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам.

Роль информационных технологий (ИТ) в развитии общества возрастает в связи с переходом от постиндустриального общества к информационному. В связи с этим повышается значимость работы ИТ-специалистов для общества и бизнеса. Информационные технологии включают в себя уже не столько инструментарий, сколько организацию бизнеса и взаимодействия людей. Соответственно, решающее значение приобретает самообразование и саморазвитие людей, работающих в сфере информационных технологий. Также существует потребность разработать способы влияния на эти изменения для создания более профессионально успешной личности в условиях формирования информационного общества.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения влечёт за собой не только появление современных технических средств, но и новых форм и методов обучения. Для сохранения и поддержки высокого научно-образовательного потенциала необходимо на основе сетевых информационных технологий обеспечить студентам, а также преподавательскому составу, широкий и открытый доступ к накопленным в России и за рубежом информационно-вычислительным ресурсам. Понятие «сетевые информационные технологии» подразумевает принципиально новые способы осуществления деятельности человека в самых разных областях, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации.

Широкие перспективы для сетевых информационных технологий открываются в педагогической области. Объективной предпосылкой для этого является информационная сущность процесса обучения, в которой особое место принадлежит информационному обмену различного вида между преподавателем и студентами. Современные формы и средства коммуникации способствуют превращению ситуации обучения в процесс соучастия и сотворения становящейся культуры. Несомненно, что система образования нуждается в глубоких изменениях технологии и средствах обучения, в переоснащении материально-технической базы новой информационной и учебной техникой, решительном отказе от устаревшей техники и технологий, которые жестко регламентируют деятельность студентов, сковывают их академическую свободу.

Внедрение сетевых информационных технологий в учебный процесс дает возможность перейти от традиционного и во многом бессистемного аккумулирования знаний к умению осмысленно реализовывать их в творческой, продуктивной деятельности. Владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, перевода из одной системы в другую (текст, карта, таблица, схема, презентация), участие в обсуждении проблем, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование сведений для ее аргументации; умение публично презентовать результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы; умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования, применять информационно-коммуникативные технологии для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях профессиональной деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.

В современном обществе взаимоотношения студент-педагог переходят на координально новый уровень. Сетевые информационные технологии, предоставленные, к примеру, сервисом Google - это инновационные облачные технологии организации учебного процесса, которые включают в себя не только почту и календарь, но и инструментарий для совместной работы над документами в удаленном режиме в пределах группы или всего учебного заведения. Совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций в режиме реального времени – это инновационный подход в обучении. Кроме того, окончательные версии документов можно публиковать для пользователей со всего мира.

Для проведения веб-семинаров уже нет необходимости в дополнительном оборудовании или дорогостоящих видеосистемах - достаточно подключиться к социальной платформе Google+ и можно проводить занятия, в том числе, подключая преподавателей и студентов из любой географической точки. Самые интересные лекции можно транслировать в режиме реального времени на YouTube. Google-видео для образовательных учреждений -  это решение для размещения видео файлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы. Сайты Google предоставляют возможности совместной работы и централизованного хранения, связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.

Сервисы Google в настоящее время становятся все более популярными, так как для работы в них не требуется дополнительных финансовых вложений в то время, когда многие другие компании взимают плату за подобные услуги. Но Google - не единственная компания, которая предоставляет сетевые информационные ресурсы. Существуют множество других организаций, которые предоставляют не менее актуальные сетевые возможности, к примеру: Bubbles-блоги – бесплатное ведение блогов для обучаемых; множество бесплатных хостингов, которые позволяют создавать и вести сайты для студентов; социальные сети, в которых так же имеется возможность создавать группы по интересам и ограничивать возможности участников.

Современные средства ИКТ, применяемые в системе открытого образования предоставляют обучаемым возможность в удобном индивидуальном темпе изучать теорию, проводить экспериментальные исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля. При этом, использование современных телекоммуникационных сред снимает с практического использования таких сред любые временные и пространственные ограничения.

Современные средства информационно-коммуникационные технологии и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами студенты затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов.

В любом учебном заведении использование тестов и соответствующих средств информационных и коммуникационных технологий может приводить к решению задач диагностики, прогнозирования или тренинга. При этом одним из наиболее распространенных направлений использования тестов является диагностика, когда с помощью тестов выявляется уровень знаний студентов, выявляются места недопонимания или области недостаточных навыков, принимаются решения о переводе обучаемых на следующие ступени обучения.

Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств информационных технологий определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучаемых, определить множество других параметров.

В заключение хочется отметить, что сетевые информационные технологии – это инновационный подход в образовании, отвечающий запросам развивающейся ИТ-индустрии. Сетевые информационные технологии дают возможность понять особенности становления профессиональной успешности, особенности динамики личности на различных этапах подготовки и профессионализации. С помощью сетевых средств информационных и коммуникационных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в режиме реального времени.

 

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 907 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Все это хорошо, но вот не в каждом образовательным учреждении есть интернет, способный на должном уровне обеспечить доступ к требуемым ресурсам. М в ближайшем будущем ситуация врятли изменится, а значит on-line сервисы остаются малодоступными

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz