Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Ленглер О. А.,
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», 
г. Нижний Тагил, Россия  

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В условиях информатизации общества предъявляются новые требования к подготовке учащихся, вследствие чего в школах внедряются новые образовательные стандарты. Современное обучение должно быть направлено на формирование способностей учащихся к саморегуляции, самоорганизации и самообразованию. Результатом образования должен стать выпускник, умеющий и готовый применять новейшие информационные технологии для осуществления эффективной и продуктивной жизнедеятельности, способный к непрерывному образованию и процессу саморазвития. Для реализации новых целей и задач необходимо при обучении в школе сформировать и развить субъектность учащихся, которая аккумулирует в себе способности к целеполаганию и анализу информации, умения принимать решения в ситуации выбора, определять стратегии, осуществлять преобразующую деятельность и оценивать свои действия.

Внедрение ФГОС в школьное образование предполагает усиление личностной направленности процесса обучения. Методические возможности школьного предмета «Информатика» имеют большой потенциал в успешной реализации современных задач образования. Нынешняя концепция курса информатики, и современные тенденции, связанные с обновлением школьного образования отражены в работах С. А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейна, А. В. Хуторского и др..Авторы подчеркивают общепредметное, метапредметное и личностное значение информатики, что обуславливает ведущую роль этого предмета в процессе социализации человека.

Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. К особенностям информатики следует отнести интенсивный характер межпредметных связей, возможность приобретения школьников навыков, умений и знаний, востребованных на рынке труда.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане общеобразовательной школы предметом«Информатика», может быть рассмотрена в двух аспектах.

Первый аспект – системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Цель изучения предмета – развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка. Ведущая задача курса информатики, при изучении данного аспекта, – формирование целостного представления о мире, об общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе, технике.

Второй аспект данной общеобразовательной области – методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования, самообразования и саморазвития. Задача курса – научить сознательно и рационально использовать информационные технологии в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Таким образом, информатика как совокупный предмет рассматриваемой общеобразовательной области имеет комплексный характер, где каждая его часть имеет различный удельный вес в реализации отдельных педагогических функций современного образования, при этом главная цель курса направлена на формирование у учащегося активной субъектно-деятельной позиции.

Перечислим ряд атрибутивных особенностей информатики, определяющие ее метапредметностьи ориентированность на развитие субъектности учащихся. 

Во-первых, быстро меняющаяся научно-информационная база содержания курса информатики нацеливает учащихся на проблемно-поисковую деятельность. Ученик – как субъект познания – сам планирует и выстраивает процесс поиска, систематизации, анализа информации. Следует отметить, что создание деятельностного образовательного пространства на уроках информатики способствует более широкому пониманию учащимися ответственности за процесс собственного образования и повышает уровень удовлетворенности учебой.

Во-вторых, учитель, учитывая автономность работы учеников за компьютерами, может выстраивать процесс обучения информатике более индивидуализировано, что повышает личную ответственность учащегося.Самостоятельность принятия решений в сочетании с эффективной практической деятельностью порождает уверенность в себе и укрепляет субъектные позиции учащихся в обучении.

В-третьих, курс информатики позволяет реализовать способности учащимся. Информатика имеет большую прикладную направленность, проникая во все сферы человеческой деятельности. Невзирая на увлеченность какой-либо предметной областью, у учащихся не теряется интерес к информатике. Деятельность учителя информатики должна быть направлена на развитие этой увлеченности и обучение учащихся целенаправленно применять информационные технологии в соответствии с запросами самоопределения. Таким образом, изучая информатику, у учащихся формируются способности критически мыслить, анализировать, осознанно подходить к выбору определенного решения.

В-четвертых, в современном обществе увеличивается информационный поток, для осмысленной обработки которого необходимо обладать  критичностью  мышления. Организация процесса решения информационных задач основывается на  логике теории деятельности – рассмотрение всей технологии решения задачи от постановки, через формализацию и моделирование к анализу конкретного результата, что позволяет развивать критическое мышление у обучающихся. В процессе обучения информатике учащиеся учатся эффективно работать с большими потоками информации, с наименьшими затратами получать максимальную пользу от деятельности.

В-пятых, многозначность информационных задач способствует становлению активной позиции учащихся. Заметим, что большинство задач предмета «Информатика» не имеют единственно верного решения, носят поисковый и творческий характер, для успешного их выполнения учащиеся должны уметь критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, а это способствует становлению активной жизненной позиции школьников, необходимую человеку в современном мире. Именно в ходе такой работы проявляются целенаправленность, самостоятельность, активность, самоорганизация и другие личностные качества, являющиеся важными компонентами субъектности учащегося.Эффективность изучения в курсе информатики обеспечивается ориентацией деятельности учащихся не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, и законы их взаимодействия.

Таким образом, при стремительной смене поколений средств информационно-коммуникационных технологий, знания, умения и навыки в области конкретных версий этих технологий, получаемые в школе, теряют свою актуальность и становятся невостребованными достаточно быстро. Поэтому сегодня  изменяются цели и содержания курса информатики, акцент смещается в сторону «мобильности образования», когда учащиеся, изучив фундаментальные основы наук, в дальнейшем применяют эти знания для осваивания новых технологий и способов деятельности, для самообразования и самосовершенствования. Ключевое отличие ФГОС от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, являющийся необходимым условием истинной свободы личности, которая умеет создавать, а не только пользоваться уже готовыми продуктами. Стандарт школьного образования второго поколения определяет особую роль личностным образовательным результатам выпускника.

В процессе обучения информатики учащиеся приобретают информационные знаний и умений, у них происходит формирование целостной информационной картины мира, как важнейшего элемента мировоззрения, развитие личностных качеств. Результатом такого обучения является творческая личность, имеющая активную субъектную позицию, способная построить собственную образовательную траекторию и осуществлять преобразующую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сериков В. В. Парадигма современного образования ориентация на личность. [Электронный ресурс] URL: http://rspu.edu.ru/university/ publish/schools/2/1.html. – 18.10.2013.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. – 07.11.13.
  3. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека – URL: http://eidos-institute.ru/journal/ 2012/0302.htm. – 02.03.2013.

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: grebnevaDM (09.02.2014)
Просмотров: 965
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz