Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
Якубова М.С.,
ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля», 
г. Мензелинск, Россия

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе и в других учебных заведениях, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники.

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

Анализ тенденций функционирования и развития содержания методической системы обучения информатике позволяет охарактеризовать основные недостатки современной системы методической подготовки в области информатики, связанные с использованием средств ИКТ:

  • неполноту методической подготовки, наличие в ней определенных пробелов;
  • ”рецептурный” характер подготовки в области использования средств ИКТ в обучении, не в полной мере основанный на методологических, психолого-педагогических и дидактических основах этого процесса;
  • формирование навыков оперирования средствами ИКТ, как правило, вне контекста будущей профессиональной деятельности;
  • недифференцированный подход к использованию ИКТ в обучении по их функциям в учебном процессе, применение их без опоры на обоснованную типологию программных средств учебного назначения.

Следовательно, можно отметить, что существует ряд факторов, указывающих на необходимость совершенствования содержания подготовки в области информатики, среди которых:

  • несоответствие между уровнем подготовки в области информатики и требованиями, выдвигаемыми современным обществом к системе образования;
  • отсутствие комплексных психолого-педагогических исследований, обосновывающих педагогические возможности ИКТ в обучении и необходимостью интегрированного применения ИКТ в подготовке учителя;
  • отсутствие системы объективных критериев и методов контроля и оценки, диагностирующих качество профессиональной подготовки и готовность к педагогической деятельности учителя информатики.

Учитывая тенденции дальнейшего развития многообразия образовательных систем в условиях демократизации и гуманитаризации образования, использование НИТ в обучении будет осуществляться в двух приоритетных направлениях:

  • Создание общих информационных технологий обучения по различным учебным дисциплинам, ориентированных на информационную поддержку различных форм учебной деятельности, в частности, на базе мультимедиа-технологии.
  • Внедрение и использование в учебном процессе средств НИТ для разработки новых компонентов частных методик, для создания информационно-обучающей среды в конкретных учебных дисциплинах, позволяющих учитывать возможные изменения в состоянии системы обучения и вносить корректирующее воздействие на учебный процесс.

Для этой цели используются, прежде всего, инструментальные программные средства, позволяющие преподавателю проектировать обучающую среду, оперативно обновлять ее содержание по мере необходимости с использованием автоматизированных учебных и контролирующих программ и т.п.

К наиболее перспективным направлениям внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в обучение относятся следующие:

Во-первых, создание предметно-ориентированных информационно-образовательных сред обучения, позволяющих использовать технологию интегрированного представления информации и знаний с использованием гипермедиа, мультимедиа систем, электронных книг и др.

Во-вторых, использование средств компьютерных сетевых технологий для обмена разнообразной информацией между пользователями, для доступа к базам данных, библиотечным фондам, вычислительным ресурсам крупных научных центров и др.

В-третьих, многообещающее и перспективное направление использования компьютерных и телекоммуникационных технологий связано с развитием системы дистанционного обучения.

Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Одним из наиболее продуктивных методов в обучении информатике является метод учебных проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области.

Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий, поэтому метод учебных проектов внесет немалый вклад в развитие познавательной деятельности, профессионального самоопределения школьников. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с работой в коллективе и будет способствовать развитию таких важных способностей, как способность успешно действовать в коллективе, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов.

Образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них мало заданий творческого характера.

Для достижения этих целей учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Формы обучения

          А) Урочная деятельность.

    Необходимо наряду с традиционными формами уроков информатики применять и нетрадиционные формы: 

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа-урок;
  • проблемный урок.
  • урок-практикум;
  • урок-диалог;
  • урок-игра (конкурс, викторина) и т.д. 
           Б) Внеурочная деятельность.

Эта форма работы привлекает из-за нетрадиционных видов деятельности, активной совместной деятельности педагогов и учащихся, которая увлекает и одних и других. Это:

  • предметные недели;
  • экскурсионная работа;
  • участие в творческих конкурсах (в т.ч. дистанционных);
  • создание фотоальбома – летописи школьной жизни и т.д.

В) Кружки, факультативы.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют круж­ковые, факультативные занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбирать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы, углубляться в ту или иную тему предмета.

Г) Элективные курсы.

Элективные курсы играют ключевую роль в системе профильного обучения. Основная их задача состоит в удовлетворении индивидуальных образовательных интересов, потреб­ностей и склонностей каждого ученика в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Д) Индивидуально-групповая работа.

Большую роль в развитии творческих способностей имеет индивидуальный подход к учащимся. Это обуславливается не только индивидуальными качествами учащихся, но и наличием компьютера дома или тем количеством часов, которые он проводит на кружке, а также интересом к информатике. Преподавание информатики для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.


 ЛИТЕРАТУРА

  1. Гаджиев, Г.М., Абдуразаков, М.М. Технология преподавания информатики. / Г.М. Гаджиев, М.М. Абдуразаков. Махачкала: ДГПУ, 2005. 65 с.
  2. Кадыров, И.Я., Абдуразаков, М.М. Устойчивое развитие и образование. / И.Я. Кадыров, М.М. Абдуразаков. Ижевск: Удмуртский университет, 2000. 182 с.
  3. 3 Абдуразаков, М.М., Алискерова, С.М. О возможности использования новых информационных технологий в обучении младших школьников. //Наука и школа. 1998. №1. С. 38-42.
  4. 4 Крус, В.П., Абдуразаков, М.М. Требования к помещениям и оборудованию центра дистанционного обучения. //Сбор.ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. М.: Прометей. 1999. С. 98-106.
  5. Абдуразаков, М.М. Методологические основы использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в обучении (дистанционное обучение). // Тезисы докладов научной сессии ДГПУ: ”Вузовская наука и образование на пороге XXI веке: проблемы и перспективы”. Махачкала. 1999. Вып. IV. Ч. II. С. 88-89.

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: grebnevaDM (10.02.2014)
Просмотров: 1213
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz