Суббота, 18.08.2018, 15:25
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Овсянникова А.С.,
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
г. Краснодар, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

С каждым годом возрастает роль информационных технологий в образовании и науке, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию как обучающихся так и преподавателей, работа в сети Интернет каждого участника учебного процесса, создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний обучающихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Образовательные технологии в высшей школе – это система научных знаний, методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы.[5] Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность студентам и преподавателям обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего учебного заведения в любое время и в любой точке пространства. В результате должна быть достигнута глобальная рационализация интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых информационных технологий с целью повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Должна быть обеспечена подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер [3].

Как средство обучения компьютер может быть инструментом для подготовки к парам и проведения демонстраций и лабораторных практикумов, средством проведения опросов и обработки результатов обучения, средством выполнения заданий, как инструмент моделирования реального мира.

Компьютер может выполнять различные функции: быть объектом обучения, учителем, досуговой средой.

Технологии обучения, основанные на методе свернутых информационных структур, позволяют зафиксировать в учебном материале его базовую, обязательную часть и уровни превышения, связанные с развитием у учащихся индивидуальных способностей и склонностей, интересов и потребностей [6].

В последнее время примерно 1/3 обучаемых испытывает естественный интерес, свойственный молодости, к получению любых знаний. Вторая треть совершенно безразлична к информации, не связанной с примитивными жизненными интересами. Ещё одна треть находится в пассивном состоянии и готова присоединиться к первой или второй группе в зависимости от простого численного перевеса [5].

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является перенаправление с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной в электронном виде, не является заменой учебника или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса [2]..

Объяснение материала, подкрепленного наглядными пособиями: видеофрагменты, цветные рисунки, 3D-рисунки (пространственный рисунок), фото, анимации различных видов, интерактивные модели и другой вспомогательный материал, поможет преподавателю повысить мотивацию к изучению предмета, так как позволяет расширить визуальный ряд.

Применение современного вспомогательного оборудования позволяет учащимся создавать модели изучаемых процессов, проигрывать поведение, развитие модели при различных условиях; прогнозировать развитие процессов и осуществлять с помощью компьютера проверку достоверности прогноза.

Телекоммуникационные сети позволяют в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, благодаря этому в учебно-методическом комплексе появился модуль средств научной организации педагогического труда. В этот модуль включены разнообразные средства современной техники, помогающие педагогу выполнять свою работу. Оргтехника служит для выполнения печатных работ, размножения раздаточного учебного материала, хранения учебно-справочного материала и его оперативного поиска.

Совершенствование средств познания – неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. В последние годы возможности познания возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации. Информатика занимает важное место и в научном познании. Её внедрение в практику преобразило ход материальной и духовной деятельности человека. Информатика позволяет по – новому организовать технологию научно-исследовательского процесса, обмен научно-технической информацией, документалистику, библиотечное дело, а так же предоставляет возможность проводить исследования различных процессов на компьютерных моделях и получать новые знания по результатам моделирования [1].

Информационные технологии всё глубже внедряются в сферу исследований: формируются информационные системы для различных научных направлений, компьютерная техника и медиа-технологии становятся важными средствами повышения эффективности исследований. Компьютерные технологии используются в юриспруденции, археологии, этнографии, графологии, истории, экономике, социологии, педагогике [4].

Несмотря на то, что некоторые виды информационно-компьютерных технологий (ИКТ) изначально не предназначались для использования в образовании, практически все они могут быть использованы в обучении, так как по своей сути они поддерживают необходимые коммуникативные, познавательные и социальные процессы, которые сопровождают процесс обучения.

Применение современных технологий в Сетевом обучении должно использоваться намного более разнообразным множеством студентов, чем любое «однопользовательское» обучающее приложение. Наибольшее значение ИКТ имеют для студентов, в их обучении находят место новые технологии, которые являются ключевым моментом при анализе ИКТ в высшем образовании.

Современные обстоятельства требуют таких учебных планов, которые развивают компетентность и исполнительские навыки. Учебные программы начинают делать большой акцент на способностях, на то, как будет использоваться информация, а не на то, какова информация. ИКТ доминируют и в профессиональной деятельности. Перед высшими учебными заведениями стоит задача обеспечения высокой информационной грамотности выпускника, те есть способности находить, отбирать и оценивать информацию с целью её обработки или решения проблем, связанных с ней. Внедрение ИКТ для обучения студентов приводит к увеличению числа учебных программ, фокусирующихся на компетентностях, способностях и результатах, усиливается использование Интернета в качестве источника информации, к осознанию возможности альтернативных подходов к обучению. Одной из наиболее важных альтернатив является конструктивистский подход, где знание активно конструируется в процессе обучения. Прежде всего, это акцент на обучение как процесс активного личного понимания и развития смысла. Современные ИКТ позволяют реализовать такое восприятие образования [3].

При выборе ИКТ в соответствии с принципами социального конструирования знания предпочтение отдается тем, которые поддерживают диалог и рефлексию. И, наконец, преподаватели нуждаются в технической поддержке при выборе ИКТ. Если организация не предоставляет такой поддержки, то это заметно препятствует внедрению ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов, Л. Я., Рунов А.В. Интернет как форма дистанционного обучения // Информационные технологии, №4, 2009. С. 45-50.

2. Бобонова, Е.Н. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ-компетентности [Электронный ресурс]. URL : http://www.relarn.ru/conf/conf2009/list_tez.pdf. (Дата обращения 13.11.2013 г.)

3. Трещалин, М.Ю. Основы информационных технологий. / М.Ю. Трещалин. М.: Элит. 2009. 108 с.

4. Черников, Б.В. Информационные технологии в науке и образовании. Практикум: учебно-методическое пособие. / Б.В. Черников. М.: Финансы и статистика, 2009. 400 с.

5. Современные информационные технологии в образовании часть I: Образовательные информационные технологии: эволюция к новому качеству образования [Электронный ресурс]. URL: http://lib.znate.ru/docs/index-64354.html (Дата обращения 13.11.2013 г.)

6. Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «ИТО-Томск-2009» [Электронный ресурс].URL: http://window.edu.ru/resource/214/66214 (Дата обращения 13.11.2013 г.)

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 653
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz