Пятница, 21.09.2018, 20:23
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Приоритетные направления модернизации образования по информатике

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Шамсутдинова Т.М.,
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», 
г.Уфа, Россия

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В условиях компетентностного подхода к системе высшего профессионального образования большое значение приобретает вопрос формирования научно-исследовательской компетентности студентов. Данный вид компетентности является одним из показателей профессиональной квалифицированности бакалавров и выделяется в отдельный вид деятельности в большинстве Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки бакалавриата.

Согласно определению Ю.Г.Татура [2, С.6-7], «…компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования».

В работе [1] выделяются следующие три компетенции научно-исследовательской компетентности:

  • профессиональная научная компетенция (характеризует состояние профессиональных научных знаний, а также уровень сформированности профессиональных навыков и умений);
  • компетенция в научном общении (умение ясно строить свои мысли, убеждать в процессе устной и письменной научной полемики, умение взаимодействовать в научном коллективе);
  • образовательная компетенция (способность эффективно управлять своей автономной учебной деятельностью, готовность к самообразованию).

Обобщая вышесказанное, введем следующее понятие научно-исследовательской компетентности студента. Под данной компетентностью будем понимать проявленные на практике готовность и стремление реализовывать свой научный потенциал (знания, умения и навыки в области научных исследований), а также понимание необходимости его дальнейшего постоянного совершенствования.

Заметим, что уровень научно-исследовательской компетентности студента тесным образом связан с уровнем его общей информационной культуры.

Для примера рассмотрим некоторые аспекты научно-исследовательской компетентности студентов-бакалавров, относящихся к укрупненной группе направлений подготовки 230000 «Информатика и вычислительная техника». Согласно приказу Минобразования РФ «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» №337 от 17.09.2009, в данную группу входят следующие направления подготовки бакалавров: 

  • 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
  • 230400 «Информационные системы и технологии»;
  • 230700 «Прикладная информатика»;
  • 231000 «Программная инженерия»;
  • 231300 «Прикладная математика».

Для примера рассмотрим некоторые аспекты научно-исследовательской компетентности студентов-бакалавров, относящихся к укрупненной группе направлений подготовки 230000 «Информатика и вычислительная техника». Согласно приказу Минобразования РФ «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» №337 от 17.09.2009, в данную группу входят следующие направления подготовки бакалавров:  

Основные научно-исследовательские компетенции данных направлений подготовки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Компетенции научно-исследовательской деятельности для укрупненной группы направлений 230000 «Информатика и вычислительная техника»



Анализируя ФГОС ВПО данных направлений подготовки, можно сформулировать основные задачи, решаемые бакалаврами укрупненной группы 230000 «Информатика и вычислительная техника» в рамках своей научно-исследовательской деятельности:

  • идентификация предметной области (сбор, изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования);
  • построение математических моделей в своей предметной области (применение математического аппарата и методологии системного подхода для решения поставленных задач, математическое моделирование процессов и объектов на базе пакетов программ автоматизированного проектирования);
  • проведение вычислительных экспериментов, связанных с объектами профессиональной деятельности (участие в проведении вычислительных экспериментов по заданной методике и анализ полученных результатов);
  • подготовка научных отчетов, докладов и публикаций (составление отчетов по выполненным заданиям, подготовка обзоров, аннотаций, научных докладов для конференций, презентаций и публикаций по своей научно-исследовательской работе);
  • самообразование в сфере своей профессиональной деятельности (готовность самостоятельно пополнять свои знания, расширять область научного познания). 

Как видим, эффективное формирование научно-исследовательской компетентности студентов будет являться сложной, многокомпонентной задачей. Здесь, прежде всего, необходимо:

  • обучить студентов основам формализации данных, для чего необходимо развивать уровень абстрактности их мышления [3];
  • ориентировать студентов на творческий, нестандартный подход к решению задач, вырабатывать у них продукционный, а не репродукционный (копирующий) стиль мышления [4];
  • обучить умению анализа данных, включая знание теории систем и технологий интеллектуального анализа данных;
  • ознакомить с основами моделирования и проведения численных экспериментов с применением современных средств вычислительной техники, вычислительных систем и технологий;
  • как можно шире привлекать студентов к участию в студенческих научных конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах, стимулировать учащихся к написанию научных докладов и статей;
  • ориентировать на необходимость самостоятельного пополнения знаний, формировать готовность к постоянному самообразованию в сфере будущей профессиональной деятельности.

Большую помощь в этом могут оказать методики проблемного и интерактивного обучения студентов, когда в ходе учебных занятий ставится новая, нестандартная задача, побуждающая к творческой исследовательской активности. Это могут быть и проблемные лекции, и тематические круглые столы, деловые игры, занятия с элементами «мозгового штурма» и др. Лабораторные, практические и самостоятельные работы должны быть связаны с выполнением творческих заданий исследовательского характера.

Очень большое внимание необходимо уделять курсовому и дипломному проектированию. Данные работы должны затрагивать разнообразные аспекты научного исследования, включать обзоры существующих методик решения проблемы и проведение вычислительного эксперимента по теме исследования с использованием разнообразного математического аппарата. Дипломная работа/проект при этом является итоговым показателем сформированности научно-исследовательской компетентности студента, по уровню данной работы можно судить о научной квалификации выпускника вуза.

Естественно, немало здесь зависит и от технической оснащенности образовательного учреждения. Наличие современных лабораторий виртуального моделирования позволит повысить интерес студентов к занятиям, стимулирует их на проведение научных исследований и изысканий.

Отдельно остановимся на роли студенческих научных конференций в формировании научно-исследовательского потенциала студентов. Работа над собственным научным проектом, его представление и защита перед экспертным советом и другими участниками – всё это дает студентам неоценимый опыт для будущей самостоятельной проектной профессиональной деятельности. Студент приобретает также и опыт публичных выступлений, что развивает его компетентность в научном общении.

В заключение хотелось бы сказать об опыте кафедры информатики и информационных технологий Башкирского ГАУ в проведении научной сессии студентов. Ежегодно, в рамках данной общеуниверситетской научной сессии, кафедра проводит научно-практическую конференцию студентов с публикацией её материалов, а также конкурс научных рефератов и разнообразные олимпиады по информатике, информационным технологиям, проектированию баз данных и Web-технологиям. К участию в данных мероприятиях приглашаются все желающие студенты вуза. Естественно, что наибольшее внимание уделяется обязательному привлечению в научной сессии закрепленных за кафедрой студентов направления подготовки бакалавриата 230700 «Прикладная информатика». Кафедра информатики и информационных технологий является выпускающей для данной специальности, и уже с первого курса за каждым из студентов закреплен свой научный руководитель из числа профессорско-преподавательского состава кафедры. К моменту написания и защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы, каждый студент уже имеет опыт участия в научных конференциях со своими проектами и ряд опубликованных статей.

Обобщая вышесказанное, сделаем вывод, что задача эффективного формирования научно-исследовательской компетентности студентов может быть решена только при реализации целого ряда педагогических условий. Здесь и вопросы активизации творческого подхода к решению задач, и повышение абстрактности мышления, и развитие навыков системного подхода к анализу данных. Для реализации этого необходимо использовать технологии интерактивного обучения, ставить перед студентами новые, нестандартные проблемные задачи, вносить в процесс обучения элемент исследования. Шире привлекать студентов к участию в научных конференциях, конкурсах, грантах. Знакомить учащихся с инновационными достижениями российских и мировых ученых, учить перенимать накопленный ранее опыт и многое др. Всё это поможет развить научно-исследовательскую компетентность студентов и подготовит их к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Комарова, Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №68. С. 69-77.
  2. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия [Текст]. / Ю.Г. Татур. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  3. Шамсутдинова, Т.М. К проблеме развития алгоритмического мышления учащихся// Информатика и образование. 2008. № 11. С. 33-38.
  4. Шамсутдинова, Т.М. Развитие творческого мышления на уроках информатики// Информатика и образование. 2002. № 7. С. 23-29.

Категория: Приоритетные направления модернизации образования по информатике | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 465
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz