Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Мащенко М. В.,
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская социально-педагогическая академия», 
г. Нижний Тагил, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 

В связи с изменениями, происходящими в общем и профессиональном образовании, согласно новому Закону об образовании [3] мониторинг качества образования с целью его дальнейшего повышения становится неотъемлемой частью деятельности не только образовательного учреждения, но и каждого педагога в отдельности.  Здесь следует различать внутренний и  внешний мониторинг. Остановимся подробнее на последнем. Под внутренним мониторингом качества образования в образовательном учреждении (ВМК) будем понимать вид деятельности по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанной на систематическом стандартизированном изучении состояния основных и обеспечивающих процессов (видов деятельности) данного учреждения, условий и результатов их осуществления [1].

Предполагается, что ВМК – это систематически осуществляемая деятельность. Систематичность ВМК означает, с одной стороны, охват мониторингом всех ключевых процессов, объектов и сторон деятельности ОУ, с другой стороны – определенную периодичность (многократность, повторяемость) соответствующих измерений и иных контрольных действий.

Не менее существенным признаком ВМК является указание на обязательную стандартизированность действий, составляющих эту деятельность. Требование стандартизации (жесткой регламентированности, унификации) логически вытекает из предыдущего требования (т.е. систематичности). Данные, предоставляемые ВМК, должны поддаваться сравнению и анализу в динамике, что оказывается возможным, если данные собираются, обрабатываются и анализируются однотипно, унифицировано.

Соответственно, для организации мониторинга качества образования каждому образовательному учреждению следует разработать унифицированную систему оценивания всех сторон своей деятельности, связанных с получением образования.  Основными требования к критериям оценки результатов обучения  в такой системе можно считать следующие:

– измеримость(наличие унифицированной методики оценивания);

– адекватность(связь цели оценивания и критерия);

–  дискретность(возможность разложения на более детальные составляющие и возможность объединения в более крупные показатели);

– полнота (охват всех сторон оценивания);

– неизбыточность(отсутствие повторяющихся показателей или содержащих части других);

– минимальная размерность.

При этом если опираться на ФГОС и действующие стандарты третьего поколения в профессиональном образовании результатом  обучения должны стать некоторые интегральные характеристики результатов обучения (для среднего образования – это набор личностных, метапредметных и предметных учебных действий, а для профессионального – набор компетенций).  Внедрение новых образовательных стандартов и новые подходы к оценке результатов образования привели к ряду проблем, с которыми приходится сталкиваться образовательному учреждению при организации мониторинга качества образования:

– отсутствие у педагога опыта построения систем многокритериального оценивания и их систематического использования;

– отсутствие простых методик оценки современных результатов обучения;

– недостаточная мотивация участников образовательного процесса к  систематической оценке его результатов;

– отсутствие обоснованных методик отбора наиболее значимых   критериев оценки образовательных результатов;

– отсутствие методик интегрирования показателей для  получения адекватной  оценки.

В этой связи возникает необходимость в построении каких-то систем оценивания результатов образования, позволяющих с одной стороны диагностировать результат обучения на каждом шаге со всех сторон, а с другой – получать общее представление о подготовке обучаемого.  На наш взгляд, при решении данной задачи незаменимым инструментом может стать – корреляционно-регрессионный анализ – количественный метод определения тесноты связи, направления  и вида взаимосвязи между выборочными переменными.

К основным возможностям данного вида анализа при построении системы или шкалы оценивания результатов обучения можно отнести следующие:

– определение связи между отдельными критериями и интегральным показателем (на основе коэффициента множественной корреляции);

– определение наиболее влияющих критериев на итоговую оценку (на основе t-статистики большей 1 и p-значения меньшего 15%);

– построение параметрической шкалы оценивания (линейных коэффициентов функции – зависимости используемых критериев на интегральный показатель).

Рассмотрим пример использования корреляционно-регрессионного анализа на учебной выборке [2].

У нас имеются данные о результатах прохождения учебной практики, сдаче государственного экзамена выпускников образовательного учреждения НПО по специальности токарь (в выборке результаты более чем за три года, ОУ НПО г. Омск, всего 134 данных), а также их реальной производительности на рабочем месте в течение первого года работы.

Соответственно в качестве основных показателей в оценке подготовки токарей будем считать теоретическую подготовку (ответы на тест, на государственном экзамене (50 вопросов), практическую подготовку, складывающуюся из количества отшлифованных деталей за час на государственном экзамене и количества произведенных деталей за время учебной практики. В качестве итогового показателя будем рассматривать реальную производительность (количество произведенных деталей без брака) в течение первого года работы. 

Результаты проведенного анализа (см. рис. 1) показывают,  что из данных показателей можно составлять линейную шкалу оценки, причем наибольший удельный вес должна иметь оценка результатов учебной практики.  Согласно выведенной t-статистикой наибольшая степень влияния на итоговый показатель оказывается результатами теоретической подготовки и учебной практики.

 

Рис. 1. Результаты регрессионно-корреляционого анализа

Выполнение практического задания на государственном экзамене существенного влияния на производительность труда в дальнейшем не оказывает (p-значение более 15%). Соответственно этот показатель из мониторинга можно исключить. В результате проведенного анализа удалось выявить наиболее влияющие факторы на итоговый интегральный показатель, их значимость между собой, а также убедиться, что линейная шкала оценки интегрального показателя здесь допустима.

Таким образом, на основе применения корреляционно-регрессионного анализа оказывается возможным строить квалиметрические шкалы оценки интегральных показателей с минимальным количеством критериев.

К основным недостаткам данного метода следует отнести наличие статистики по результатам обучения, самостоятельного определения (хотя бы на теоретическом уровне) итогового показателя.


ЛИТЕРАТУРА

1. Кучер, С. Н., Гозман, Т. М. Организация внутреннего мониторинга качества образования [Текст] / С. Н. Кучер, Т. М. Гозман. Барнаул, 2010.

2. Орлов, А. И. Эконометрика [Текст]: учебник / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2002.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Утв. 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014). М.: Просвещение, 2012.

4. ФГОС – Глоссарий «Метапредметные результаты образовательной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824(дата обращения: 10.01.13).

Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 459
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz