Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Книтель М. В., Ларионов П. А.,
МБОУ СОШ № 44, 
г. Нижний Тагил, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В динамически развивающемся информационном обществе информационная культура личности становится неотъемлемой составляющей общей культуры человека. В этой связи в условиях информатизации всех сфер нашей жизни, в том числе и образования формирование информационной культуры (совокупности информационного мировоззрения и системы определенных знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий) становится одной из важных задач школы. Формирование информационной культуры, как важнейшего компонента успешной учебной, профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе происходит в современной школе на каждом уроке, но обобщающая роль отводится информатике. Именно на уроках информатики учитель должен не только продолжать развивать информационную культуру учащегося, но и давать уровню ее сформированности определенную оценку, делать дальнейшие прогнозы. В этой связи обратимся к понятию информационной культуры, ее структуре более подробно.

По мнению М. Г. Вохрышевой информационная культура – это область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [1, С. 57]. Н. Б. Зиновьева констатирует, что информационная культура личности есть гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации [3]. А. А. Гречихин определяет понятие информационной культуры через информационную деятельность. Он дает следующее определение: «Информационная культура – это информационная деятельность аксиологического характера, то есть обусловленная ценностями культуры» [2]. И. Г. Хангельдиева, исследуя понятие информационной культуры, пишет, что информационная культура – это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [5, С. 3]. Е. А. Медведева определяет информационную культуру как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [4, С. 59]. E. T. Семенюк предлагает понимать информационную культуру как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании».

Обобщая выше сказанное можно заключить, что информационная культура личности – это общий уровень развития общества, представленный в   как общая система ценностей и представлений, сформированных мотивов, целей, смыслов, принципов и правил, форм использования определенного типа мышления, определяющих целостную ориентировку личности в современном информационном пространстве.

В качестве компонентов информационной культуры можно выделить [1]:

– совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире культурной  информации;

– способ жизнедеятельности человека в информационном обществе;

– методику оперирования всеми видами культурной информации;

– методологию и мировоззрение информационного общества.

С позиций личностно-ориентированного подхода модель информационной культуры включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: когнитивный, инструментально-деятельностный, прикладной, коммуникативный, мировоззренческий.

Когнитивный компонент определяется представлениями о современном базовом знании в области информатики, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к любым видам деятельности человека на уровне свободной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области педагога.

Этот компонент предполагает наличие необходимых представлений об информационной среде, обеспечивающих опыт и ориентировку в оценивании информационных явлений и процессов, рефлексию целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности, сочетание алгоритмического мышления и индивидуального творчества.

Инструментально-деятельностный компонент связан с компетентностью в области научной организации труда: использование в самостоятельной педагогической и исследовательской деятельности как традиционных технологий поиска информации, так и ориентация в электронных информационных потоках, обработка и манипулирование, представление и управление информацией, свободное владение универсальными технологиями информационно-поисковой деятельности, поиск и аккумуляция необходимых сведений о возможностях информационных технологий в удовлетворении профессиональных и общекультурных запросов; эргономический и эстетический подход к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий для работы; знание основных принципов взаимодействия в системе «человек – компьютер».

Этот компонент проявляется во владении целостной сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, рефлексии сочетания целей этой деятельности с постановкой и общекультурных задач и оценке имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания своей деятельности творческого характера на информационной основе, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде.

Коммуникативный компонент предполагает компетентность в гибком и конструктивном ведении диалога типа «человек - человек» (информационная проблематика), «человек – компьютер» (эффективное управление компьютерной системой) и «человек – компьютер – человек» (опыт коллективного и группового общения и совместной работы в компьютерных сетях), развитость речевой культуры и владение правилами делового общения и творческого сотрудничества, представление об этике, такте и толерантности в общении, опосредованном компьютером, утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей.

Этот компонент проявляется в рефлексии контактов и отношений с людьми и окружающим миром; ответственном отношении к сотрудничеству и общению посредством компьютерных межличностных коммуникаций, опыте цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций, целостном нравственном становлении личностного опыта поведения в сетях.

Мировоззренческий компонент определяется представлениями о своем отношении к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, формировании мировоззрения о глобальном информационном пространстве и информационных взаимодействиях в нем, возможностях и последствиях его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников. Он связан со знаниями о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности и необходимости самоограничения человека и общества, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденциях его развития и выработкой собственного взгляда на эти процессы.

Этот компонент проявляется в рефлексии качества и результатов своей информационной деятельности; ответственности за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности с пользой для других и общества и в интересах личностной самореализации, в опыте нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий.

Исходя из этого, можно выделить следующие критерии оценки сформированности информационной культуры:

– умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

– умение перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию;

– способность к информационному общению и компьютерную грамотность;

– осознание значимости информации и умения эффективно работать с ней для современного общества.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для современной молодежи. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает подростков открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вохрышева, М. Г. Методология и организация информационно-культурологических исследований [Текст] / М. Г. Вохрышева. М.; Магнитогорск, 2007.

2. Гречихин, А. А. Информационная культура [Текст]: Опыт типологического определения / А. А. Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / под. ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М., 1999.

3. Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс [Текст]: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Н. Б. Зиновьева; под ред. И. И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. Краснодар, 2008.

4. Медведева, Е. А. Основы информационной культуры [Текст] / Е. А. Медведева // Социс. 1994. №11.

5. Семенюк, Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики [Текст] / Э. Л. Семенюк // НТИ. Сер.1. 2000. №7.

6. Хангельдиева, И. Г. О понятии «информационная культура» [Текст] / И. Г. Хангельдиева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар–Новороссийск, 23-25 сент. 1999 г. Краснодар, 1999. 

Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 638
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz