Суббота, 18.08.2018, 15:24
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Горина  С.Г., Сорочкина Е.М.,
МБОУ СОШ № 44, 
г. Нижний Тагил, Россия

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Рыночные отношения объективно порождают острую потребность общества во всеобщем экономическом образовании для формирования системы ценностей, способствующей нравственной устойчивости школьников к негативным явлениям рыночной экономики, а также, для подготовки выпускников к их будущей профессиональной деятельности.

С этих позиций повышение экономической культуры личности в контексте ее нравственного воспитания, формирования морально-психологической настроенности подрастающего поколения на эффективный труд, профессиональная ориентированность, наличие интереса к освоению современных форм самостоятельной экономической деятельности, предпринимательству, приобретают особую значимость и требуют эффективного педагогического руководства процессом их формирования и оценки.

Понятие «экономической культуры» многоаспектно и сложно по структуре.

Экономическая культура – это способ взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания функционирования и развития экономических законов) и экономического мышления (как отражения включённости в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения. Чем совершеннее способ взаимодействия экономического сознания и мышления, тем эффективнее экономическая деятельность. Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления выступает регулятором экономического поведения.

В связи с тем, что экономическая культура – это интегральная характеристика человека, остановим свое внимание на ее составляющих – компонентах более подробно. Исходя из имеющихся определений и проводившихся исследований, компоненты экономической культуры  характеризуют определённый круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях, то есть включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию.

Выделяют три структурных компонента экономической культуры:

– познавательный,

– социально-нравственный,

– деятельностно-ценностный.

Познавательный компонент экономической культуры обеспечивает школьников правовыми, экономическими знаниями, способствующими успешной жизнедеятельности в новых социально- экономических условиях.

Социально-нравственный компонент предусматривает введение учащихся в мир социальных, экономических и нравственных ценностей.

Деятельностно-ценностный компонент предполагает включение школьников в доступную возрасту поисковую, созидательную и преобразующую деятельность с целью развития творческой активности и нравственно-ценностного опыта экономического поведения. Основываясь на многоаспектной сущности и внутренних связях целостной культуры личности, можно обосновать взаимосвязь компонентов экономической культуры. Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов экономической культуры характеризует её целостный характер.

Процесс формирования экономической культуры строится, исходя из специфики её структуры, по трём направлениям:

– формирование познавательного компонента путём экономического образования;

– формирование социально-нравственного компонента путём экономического воспитания учащихся;

– формирование деятельностно-ценностного компонента путём включения учащихся в экономическую деятельность.

Экономическая деятельность в СОШ организуется в рамках школьной компании. Школьная компания – школьная производственная фирма, организованная в рамках долгосрочной деловой игры с целью развития общеучебных (деятельностно-коммуникативных) и специальных (организовывать, осуществлять руководство, контролировать деятельность предприятия) навыков и умений.


По итогам мониторинга были выделены следующие уровни сформированности экономической культуры обучающихся:

– критический (воспроизведение теоретических знаний на основе эмоционального восприятия без достаточного понимания их сущности);

– базовый (проявление умений идентификации, осуществление репродуктивной деятельности по воспроизведению основных экономических понятий, владение стандартными методами решения учебных задач),

– средний (теоретическое осмысление и анализ отдельных фактов и явлений интеграции содержания обучения экономике, возникновение интереса к предмету, выполнение частично-поисковых практических действий; продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных экономических знаний; проявление умений самостоятельно устанавливать взаимосвязи содержания обучения по экономике, истории, обществознанию, математике, информатике, определять способы собственной деятельности по осуществлению такой интеграции с учетом конкретных условий),

– повышенный (самостоятельная деятельность учащихся по творческому переносу знаний, полученных на основе интеграции экономики и других компонентов содержания образования в совершенно новые ситуации, условия; проявление умений теоретически анализировать и корректировать свою деятельность на основе приобретаемых знаний по экономике; доведение результатов познавательной деятельности до творчески усовершенствованного продукта (результаты исследовательских, творческих и социальных проектов); владение методологией научного исследования).

Применение уровневой шкалы позволило ранжировать степень проявления экономической культуры на четырех уровнях:

I уровень – критический  (0 –0,75 балла);

II уровень – базовый (0,75 – 1,5 балла);

III уровень – средний (1,5 –2,25 балла);

IV уровень – повышенный (2,25 – 3 балла).

Уровни определялись на основе средней оценки по всем  трем составляющим компонентам. Каждый уровень отличается качественным и количественным проявлением той или иной составляющей.

С целью выявления исходного уровня экономической культуры учащихся старших классов применяются такие методы исследования, как: наблюдение за учебной деятельностью, опросы, анкетирование, срезы знаний и тестирование обучающихся. Ученики 9 классов отвечают на вопросы анкет: «Школьник как потребитель», «Школьник на рынке труда», «Профессиональное самоопределение школьника», «Условия экономического воспитания школьника» и т.п.; проходят психологическое тестирование на уроках ТПК («Твоя профессиональная карьера»); у них проводятся срезы знаний на уроках экономики и обществознания.

Для обработки результатов уровня обученности применяется комплексная информационная система «Сетевой Город. Образование», объединяющая в единую сеть ОУ и органы управления образования в пределах всего муниципального образования города Нижний Тагил.

«Сетевой Город. Образование» позволяет ежедневно вносить оценки за домашние, классные, тестовые, контрольные и практические работы. На основе выставленных оценок, ИС «Сетевой Город. Образование» формирует отчеты «Средний балл ученика», «Динамика среднего балла ученика», «Итоги успеваемости по предмету за учебный период», «Средний балл по предмету», «Динамика среднего балла по предмету», «Итоги успеваемости и качества знаний ученика» и др. (всего 47 отчетов). В данной информационной системе имеется возможность построения диаграмм по результатам текущего и итогового мониторинга уровня обученности.

По результатам выявления исходного уровня экономической культуры и мотивации к экономической деятельности формируется 10 класс социально-экономической направленности.

Текущая диагностика уровня сформированности экономической культуры осуществляется у учеников 10-11 классов методом наблюдения, анкетирования, психологического тестирования, интегрированных контрольных работ. Текущая диагностика уровня обученности также осуществляется  в ИС «Сетевой Город. Образование».

Для диагностики уровня сформированности ценностно-ориентационной составляющей, уровня мотивации к экономической деятельности, уровня профильной подготовки, уровня креативности ведется специально разработанный мониторинг в электронной форме по разделам: «Результаты интегрированных контрольных работ», «Участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях», «Реализация жизненных планов учащихся», «Итоги ИА». Данный мониторинг ведется на компьютере учителя, поскольку ИС «Сетевой Город. Образование» не дает возможности обрабатывать и интерпритировать полученные данные.

В ходе текущей диагностики проводится наблюдение за процессом формирования экономической культуры у двух групп учащихся:

1. Учащиеся 10 - 11 классов социально-экономической направленности, не принимавшие участия в работе школьной компании – контрольная группа;

2. Учащиеся 10 - 11 классов социально-экономической направленности, принимавшие активное участие и личную заинтересованность в работе школьной компании - экспериментальная группа.

 

 

Организация ученического предприятия (школьной компании) осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года. На примере деятельности школьного предприятия учащиеся моделируют различные экономические процессы, свойственные реально действующей организации: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию или оказывают услуги, ведут документацию.

Форма организации – ОАО или ЗАО. Главный орган управления школьной компанией - общее собрание акционеров. Ежедневное руководство школьной компанией осуществляет директорат, состоящий из президента и 5 вице-президентов (по маркетингу, производству, персоналу, финансам и информационным технологиям). В зависимости от вида выпускаемой продукции в структуру школьной компании входят один или несколько цехов, финансовый и рекламный отделы. Ученики сами выбирают вид продукции, которую будут изготавливать в зависимости от их склонностей, предпочтений, увлечений. Ежегодно компании производят новый вид продукции, например, периодические издания (школьные газета и журналы), полиграфическая продукция (праздничные календари, открытки), сувениры, бижутерия, предметы декора, учебные пособия. Выпуск таких видов продукции как школьная газета, календари, открытки был бы невозможен без применения ИКТ. Кроме того, учащиеся получают широкие возможности для творческой самореализации и применения знаний ИКТ на практике. Повысить мотивацию к участию в деятельности фирмы позволяет возможность получения заработной платы и прибыли, получаемой  в ходе реализации продукции и оказания услуг.

Для повышения мотивации учащихся к экономической деятельности, в МБОУ СОШ №44 разработана программа внеурочной деятельности «Ступени к успеху» для учащихся 9-11 классов, принимающих участие в работе школьной компании, которая включает в себя цикл занятий с использованием тренинговых технологий по следующим темам: «Командообразование», «Я лидер», «Активные продажи», «Как правильно исследовать рынок», «Бизнес-планирование», «Я могу всех убедить», «Я и мои цели», «Мой успех в жизни».

Применение тренинговых технологий во внеурочной деятельности позволяет моделировать бизнес-процессы реальной фирмы с использованием ИКТ. Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство, позволяющее определить, как компания работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте.

Преимуществом применения тренинговых технологий является использование активных групповых форм, требующих сотрудничества и предоставляющих возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: организованность, толерантность, целеустремленность, креативность, способность к самоанализу, коммуникабельность, расчетливость и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования экономической культуры личности.

Итоговая диагностика уровня сформированности экономической культуры осуществляется у учеников 11 классов методом наблюдения, анкетирования, психологического тестирования, результатов ИА, анализа реализации жизненных планов.

Ученики 11 классов,  принимавшие участие в работе школьной компании, стабильно показывают достаточный уровень мотивации к изучению экономики и желание продолжения образования в этом направлении. Уже на протяжении многих лет большинство учащихся школы успешно связывают свою жизнь с социально-экономическими специальностями (см. табл. 2).


Таким образом, в настоящее время российские производственные и торговые компании ощущают усиливающуюся на рынке конкурентную борьбу. Одним из факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности фирмы, являются кадры предприятия. Современные фирмы заинтересованы в привлечении сотрудников, способных эффективно управлять бизнес-процессами.

Ключевая роль в процессе подготовки кадров для экономики инновационного типа отводится современной школе. Сегодня выпускников школ приходится переучивать в процессе трудовой деятельности. В школах дети преимущественно работают индивидуально, а в компаниях требуют навыков командной работы, поэтому школы должны «пропитывать» свои дисциплины такими навыками, как умение работать в команде, развитие системного мышления, развитие умения видеть конечный результат. Большая роль в обучении принадлежит практико-ориентированному подходу, использованию инновационных принципов, технологий, методик и методов обучения подростков, поскольку они являются наиболее перспективной категорией рабочей силы.

Поскольку задача создания эффективных педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся в условиях «Новой школы», остается актуальной и необходим поиск новых стратегий, адекватных технологий и альтернативных методик проведения учебных занятий в инновационном образовательном пространстве. Одной из таких методик может стать использование тренинговых технологий, основанных на интерактивном обучении.

Таким образом, экономическое воспитание в нашей школе имеет свою специфику. Акценты делаются на формирование инновационной личности и особая роль в этом принадлежит школьным экономическим компаниям. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России – это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи, ее готовности трудиться на благо Родины. 


Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 688
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz