Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

ОЦЕНКА РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Синцова А. П., Мащенко М. В.,
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская социально-
педагогическая академия», г. Нижний Тагил, Россия

ОЦЕНКА РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

   Современный век технического прогресса характеризуется быстрой сменой существующих технологий и их конкретных технических воплощений, которые специалисту приходится систематически осваивать заново. В этих условиях необходимо, чтобы человек всегда был готов к получению новых знаний и освоению новых технологий, особенно информационных. В соответствии с Федеральным             Государственным образовательным стандартом второго поколения одной из важнейших функций школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД) учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. К одной из основных функций универсальных учебных действий можно отнести обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).

   Остановимся более подробно на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у школьников.

В целом структуру регулятивных УУД можно представить следующим образом:

– целеполагание, предполагающее постановку задачи на основе определения входных и выходных данных (формализация условий задачи),

– прогнозирование результатов и времени их получения (выдвижение проверяемых гипотез);

– планирование, определяющее последовательность решения задач (составление алгоритма решения);

– оценку полученных результатов, включающую осознание полученных результатов и их коррекцию (умение выполнять трассировку и компилирование).

   При этом на каждом этапе обучения необходимо знать, какие конкретно УУД мы формируем(развиваем), как и по каким критериям их можно проверить и оценить.

   В качестве критериев сформированности регулятивных УУД можно выделить следующие умения, относящиеся непосредственно к обучению информатике:  на основе условий задачи определять входные и выходные данные, ставить цель решения и выбирать необходимые средства достижения этой цели (программные продукты и информационные технологии); выдвигать проверяемые гипотезы при решении задач, предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; составлять все виды алгоритмов (линейный, ветвление, циклический), помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели; пошагово проверять решение задачи (выполнение алгоритма), находить ошибки в решении и исправлять их, давать оценку полученному решению с точки зрения адекватности (достижения цели) и эффективности (количества шагов, за которые достигнута цель).

   Для проверки заданных критериев мы подобрали наиболее оптимальные методы и приемы, такие как:

– мозговой штурм (выдвижение гипотез);

– составление плана решения задачи (составление алгоритма и представление его разными способами);

– составление вспомогательных алгоритмов (функций и процедур);

– диспут (обсуждение результатов решения, обоснование адекватности и эффективности найденных решений);

– заучивание материала наизусть (знание основных формул, типовых алгоритмов, решения ключевых задач);

– поиск и исправление ошибок;

– создание решений с ошибками;

–  заполнение пропусков;

– задание на сопоставление;

– задание на чтение алгоритма и определение результатов его выполнения;

– взаимный диктант (метод М. Г. Булановской);

– взаимоконтроль;

– контрольный опрос по определенной проблеме в течение ограниченного времени.

Наиболее полно систему оценивания регулятивных учебных действий можно представить следующим образом (см. табл. 1).



Как мы видим, в основе каждого вида заданий лежат навыки самостоятельной работы, саморегуляции. Выполняя подобные задания ученики тренируют свою волю, учатся контролировать свою учебную деятельность. Но наиболее эффективными предложенные задания будут на уроках информатики, из-за особой специфики предмета.

1. Наличие персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств.

2. Компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:

– каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам.

– ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места.

3. Необходимость составления алгоритмов решения задач и представления их на языке, понятном компьютеру.

4. Умение проверки правильности решения задачи на компьютере.

5. Преобладание  активной самостоятельной деятельности при решении задач на компьютере;

6. Изначальная высокая мотивация учащихся: интерес учащихся к современным техническим устройствам, в том числе и компьютеру.

7. Возможность представить привычные задания, изложенные ранее, в новой форме, используя компьютерные современные информационные и коммуникационные технологии.

Кроме того, нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в обучении и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет комплексно оценивать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат урока, сравнение результата с замыслом.

Таким образом, при использовании описанных выше методов и приемов на уроках информатики и ИКТ, можно создать все необходимые условия для развития и оценки универсальных регулятивных действий.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. 142 с.

2. Босова, Л. Л. Программа по учебному предмету «Информатика» для 7-9 классов. [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppup7-9.doc (дата обращения: 17.11.2013).

3. Иванова, И. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. [Электронный ресурс] / И. А. Иванова. URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/formirovanie

-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na (дата обращения: 10.11.2013).

4. Левицкова, Л. А. Изучение информатики в условиях ФГОС. [Электронный ресурс] / Л. А. Левицкова. URL: http://krivaksin.ru/?p=424 (дата обращения: 15.11.2013).

5. Мельникова, Н. В. Оценка сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Н. В. Мельникова. URL: http://www.pandia.ru/text/78/135/90319.php (дата обращения: 25.10.2013).

Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 946
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz