Пятница, 21.09.2018, 20:23
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПО РАЗНЫМ ОТРАСЛЯМ ЗНАНИЯ
Скибицкий Э.Г.,
НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела»,  
г. Новосибирск, Россия

ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПО РАЗНЫМ ОТРАСЛЯМ ЗНАНИЯ

Происходящие в мировом сообществе резкие изменения оказывают огромное влияние на российскую систему образования, перспективы которых отмечены в  документах: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,  «Современная модель российского образования до 2020 года»,  «Национальная инициатива «Наша  новая школа»», Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и др.

Изучение этих документов показало, что для обеспечения социального заказа общества в области подготовки конкурентноспособных  специалистов по разным отраслям производства требуется поиск новых подходов к организации процесса обучения и обеспечения его педагогически полезными образовательными продуктами (ОПр).

В проблемном поле нашего исследования образовательный продукт – это совокупность педагогически полезных инновационных дидактических, методических и программных материалов по определенной отрасли знания, которые активно используются в процессе подготовки студентов в вузе с целью формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций в той или иной сфере деятельности. ОПр должен  обеспечивать образовательный ценз – определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом (например, ФГОС ВПО).

Реализация в современном высшем образовании парадигм компетентностного и субъектного подходов, представляющих собой интегрированное явление, потребовало разработки полезного инструментария, который в комплексе позволял бы оценивать как учебные достижения студентов по данной отрасли знания, так и педагогическое качества самого образовательного продукта и его компонентов, входящих в структуру. По мнению ученых, таким инструментарием является педагогическая полезность.

Для лучшего понимания словосочетания «педагогическая полезность» образовательного продукта рассмотрим семантику слов, входящих в него.

Понятие «педагогика» в литературных источниках рассматривается разнопланово. В нашем исследовании  используется определение термина «педагогика», приведенное в «Российской педагогической энциклопедии», где оно трактуется как  отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности [4]. Используя в дальнейшем прилагательное «педагогический» в словосочетании «педагогическая полезность», мы будем придерживаться его значения, связанного с рассмотрением педагогической возможности образовательных продуктов, обеспечивающих реализацию социально-значимых целей формирования  системы знаний, умений и опыта (компетенции) личности в соответствии с требованиями ФГОС и социального заказа.

Понятие «полезности» возникло после 1700 г., когда разрабатывались основы математической вероятности, а в научный оборот оно было введено впервые в сороковые годы прошлого века Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном. Под полезностью они понимали некую индивидуальную меру психологической и потребительской ценности различных явлений. Каждый человек на своих «внутренних весах» взвешивает различные альтернативы и выбирает ту, полезность которой больше [1].

Теория полезности была создана Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 40-е годы ХХ в., но и сегодня она и ее различные модификации служат основой для построения критериальных моделей в самых разных областях человеческой деятельности [2], в том числе и при оценке образовательных продуктов. Понятие «полезность» входит в структуру категорийного аппарата аксиологии, социологии, экономики и др. наук.

Полезность в педагогике рассматривается многоаспектно, так как она индивидуальна, проверяется практикой, зависит от разных факторов, среди которых ведущими являются теоретико-методологический, эргономический, финансовый, технический возможности педагогической системы в смысле выполнения ею основных целевых функций. Кроме того, полезность должна сочетаться с разумным объемом ценности, который устанавливается в процессе разработки образовательного продукта и его реализации в образовательной практике.

В своей работе мы используем  определение «полезность»,  cвязанное с показателем качества и практической ценностью, которое приведено в работе [3].

Итак, рассмотрев лексическое значение отдельных дефиниций (педагогика и полезность) приведем определение словосочетания «педагогическая полезность» (ПП). Оно представляет собой дидактическое свойство образовательного продукта результативно способствовать  формированию общекультурных и профессиональных  компетенций  личности студента в вузе в соответствии с требованиями ФГОС и социального заказа, а также обеспечивать экономический эффект от его применения в образовательной практике [5]. Установление педагогической полезности ОПр  является основанием для управленческих решений и определения стратегии его разработки (прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, апробация и внедрение)  и развития в будущем.

Педагогическая полезность представляет собой процесс и результат и может быть представлена в виде трехмерной модели по трем измерителям: ПЦ – педагогическая целесообразность; ПЭ – педагогическая эффективность; ЭЭ – экономическая эффективность:

ПП ={ПЦ, ПЭ, ЭЭ}

Практический опыт (в течение 15 лет) применения в реальной образовательной практике ОПр показал, что для доказательства их педагогической полезности требуется комплексный подход и решение трех взаимосвязанных задач: а) определение педагогической целесообразности разработки Опр; установление педагогической эффективности применения Опр; в) оценка экономической эффективности ОПр.

Целесообразность для человеческой деятельности может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых систем. Генетически  понятие «целесообразность» связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека. В нашем случае  применение педагогом ОПр для решения педагогических задач, связанных с подготовкой специалистов в вузе, способных конкурировать на рынке труда.

Педагогическая целесообразность – свойство образовательного продукта, обеспечивать формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента в определенной отрасли знания в соответствии с поставленными целями воспитания, образования и обучения.

Педагогическая целесообразность основана на  спроектированном в ОПр механизме поэтапного согласования результатов воспитания, образования и обучения и поставленных целей (прогноз). Этот механизм представляет собой разветвленный контур обмена информацией, т.е.  гибкого взаимодействия прямой и обратной связи, что позволяет  управлять и поддерживать устойчивость образовательного процесса,  постоянно  контролировать и корректировать результаты обучения с учетом успешности усвоения и в то же время предоставляет возможность организации  индивидуальных образовательных траекторий студенту.

Педагогическая целесообразность ОПр определяется в процессе констатирующего эксперимента на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования и конструирования – качественная оценка (результаты анкетирования, опросов, бесед и др.). Оценка ПЦ  связана с согласованием ОПр с реальными условиями его функционирования и решения задач по обеспечению педагогической целесообразности.

В результате решения первой задачи может быть получен ответ о педагогической целесообразности разработки ОПр, построена его концептуальная модель, проект и спрогнозированы трансформации качеств личности (например, формирование компетенций).

Педагогическая эффективность образовательного продукта – степень соответствия сформированных в процессе воспитания, образования и обучения свойств и качеств личности, предписанным (спрогнозированным) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в образовательном продукте. Его эффективность рассматривается  как производительность и осуществляется в процессе формирующего и контролирующего экспериментов на этапах конструирования, апробации и внедрения – количественная оценка, которая осуществляется с использованием математического аппарата [5].

Решение вопроса о педагогической эффективности  образовательного продукта позволяет получить педагогу (потребителю образовательных услуг) информацию о действительных возможностях ОПр в реальных условиях протекания процесса обучения. Это информация о том, соответствуют ли итоговые результаты учения тому, что предписано в ОПр как по отдельному студенту, так и по всей группе. Более того, обоснованно ли реализованы в ОПр как программе алгоритмические приемы, методические принципы, дидактические свойства, психолого-эргономические требования и т.д. Основной вывод, который должен  быть получен, – это степень адекватности проекта ОПр реальному процессу обучения и, какая  цена достижения по нему дидактических целей воспитания, образования и обучения. Для решения задач, связанных с определением педагогической эффективности ОПр предлагается применять систему оценок (отклонение от нормы, заложенных в структуру ОПр), выявляющих свойства ОПр как проекта, функционирующего в реальном режиме времени.

Экономическая эффективность – результативность применения ОПр в педагогическом процессе, которая характеризуется отношением полученного экономического эффекта к затратам ресурсов на разработку ОПр, обеспечившим его получение. Данный фактор работает в условиях ограниченных ресурсов и учитывается на каждом этапе разработки образовательного продукта (например, интегрированная технология, интегрированный курс, кейсы и др.).

Учет комплексного влияния педагогической целесообразности, педагогической эффективности и экономической эффективности на полезность ОПр осуществляется с позиции синергетического подхода.

В настоящее время в Сибирской академии финансов и банковского дела разработана методика оценки педагогической полезности образовательных продуктов, включающая  в себя  критериальный инструментарий, математический аппарат и компьютерную поддержку.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Диев, В.С. Критерии выбора альтернатив: рациональные модели и реальные решения // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2012. Т. 10. Вып. 1. С. 5-12.
  2. Нейман, Дж. фон, Моргенштерн, О. Теория игр и экономическое поведение..// Дж. Фон Нейман, О. Моргенштейн. М.: Наука, 1970. 707 с.
  3. Першиков, В.И., Савинков, В.М. Толковый словарь по информатике. / В.И. Першиков, В.М. Санников. М.: Финансы и статистика, 1991.  543 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / л. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1999. Т2. 672 с.
  5. Скибицкий, Э.Г., Слуднов, А.В. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса: Монография. / Э.Г. Скибицкий, А.В. Слуднов Новосибирск: РИО НИПКиПРО, 1996.  107 с. 

Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 569
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz