Среда, 14.11.2018, 21:02
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Севрюгина Л. А.,
МБОУ Лицей № 39, 
г. Нижний Тагил, Россия
ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно ФГОС нового поколения содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В том числе программу развития универсальных учебных действий  на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

На реализацию заявленных принципов образования и достижения необходимых результатов нацелен и метод проектов, так как при его использовании создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования проектной технологии обучения учащихся в основной школе как базовой образовательной технологии, поддерживающей деятельностный подход в образовании.

Под методом проектов будем понимать комплекс специальных педагогических приемов, направленных на получение учащимися какого-то законченного продукта собственной деятельности, что позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ученику самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Существует большое количество классификаций проектов в соответствии с признаками – доминирующий метод, по характеру координации, по характеру контактов, количеству участников, по признаку продолжительности проведения, по характеру результата, по форме и т.д.

В процессе обучения чаще прибегают к применению учебно-исследовательского метода, предполагающего аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведения эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Рассмотрим более подробно этапы исследования, связав их с развиваемыми универсальными учебными действиями (см. табл. 1). Именно эта таблица будет служить основой при разработке критериев для оценки  сформированности конкретных УУД на определенном этапе выполнения проекта.


Обратимся более подробно к оцениванию познавательных универсальных учебных действий, которые развиваются практически на каждом этапе проекта. В этих целях разработаем карточку, содержащую необходимые критерии оценки (см. табл. 2).

В результате оценивания каждому участнику группы по каждому критерию должен быть однозначно присвоен знак «+» (соответствие данному критерию) или «–» (несоответствие данному критерию). В случае отсутствия какого либо знака в клеточке участнику автоматически будет присвоен знак «–» по этой позиции.

Для того чтобы наблюдение носило не описательный характер, необходимо ввести математическую обработку результатов.

Анализ результатов наблюдения. При обработке результатов баллы высчитываются по формуле Σ(+)–Σ(–)/n, где Σ  (+) – сумма плюсов участника по всем критериям, Σ (–) –сумма минусов участника по всем критериям.

Интерпретация. После того как баллы подсчитаны, можно определить уровень сформированности познавательных  умений учащихся. Мы выделили три уровня сформированности этих умений при работе в группе:

1й уровень (от –17 до –12 баллов) – низкий (коммуникативные умения не сформированы);

2й уровень (от –11,9 до +11,9) – средний; 

3й уровень (от +12 до +17) – высокий.

В заключение отметим, что оценка результатов проектной деятельности была проблематична всегда, но особенно трудно стало оценивать результаты после внедрения УУД, так как предусмотрено, что УУД проявляются в большей за пределами урока.

Тем не менее, мы попытались ввести некую систему оценивания проектной деятельности учащихся, которая включала три вида оценивания: оценка учителем, самооценивание и взаимооценивание.

Во время оценивания столкнулись с проблемой адекватной взаимооценки обучающихся и оценки собственной работы. Одним из выходов в данной ситуации мы видим мотивацию оценивающих через последующую дополнительную оценку, произведенную учениками. В результате учащиеся, производившие взаимооценку членов группы, также получали оценку учителя за рецензию и обоснованность выставленной оценки другому участнику группы или самому себе.


Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 622
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz