Среда, 12.12.2018, 00:08
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 316
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Четина В. В.,
МБОУ гимназия № 18, 
г. Нижний Тагил, Россия

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Развитие общеобразовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Качество обучения в школе находиться в непосредственной зависимости от педагогической технологии, которая должна быть принята для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей. Система оценивания, воплощая в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса, в целом должны являться главным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи.

В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения происходит изменение системы оценивания результатов обучения школьников, связанное с внедрением критериального оценивания, позволяющего фиксировать динамику достижений учащихся и обеспечить объективность оценки. При критериальном оценивании особое внимание в образовательном процессе уделяется формированию у учащегося оценки самого себя, своих достоинств и недостатков, действий и возможностей, т.е. самооценке[1, С. 29].

Критериальный подход к оцениванию учащихся заключается в сравнении достижений учащегося с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями [1,С. 21]. При грамотном составлении критериальной шкалы учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высокого результата образования и формирование учебной самостоятельности.

Сущность критериального оценивания в образовательном процессе заключается в установлении обратной связи между учителем и учеником, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения, получение субъектами оценивания объективной информации о степени усвоения учебного материала [3,С. 10]. Технология критериального оценивания распространяется не только на формирование ключевых компетенций учащихся, но и на уровень формирования творческого, критического мышления, внимания, учебной мотивации, степень сформированности мировоззрения обучающихся.

Для успешного обучения, для самостоятельного освоения новых знаний и умений, большое значение имеют познавательные универсальные учебные действия. К их числу относят логические действия: анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение, классификация и д.р. При изучении каждого учебного предмета данные логические универсальные действия конкретизируются и специализируются. Однако, суть логических умений сводится к обнаружению общих и отличительных, существенных и несущественных свойств и признаков предметов, к их и выделению, сопоставлению и обобщению.

К основным видам логических действий относятся [5,С. 30]:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выделение элементов и «единиц» из целого;

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– сравнение – выделение тождеств и различия, определения общих признаков по заданным признакам, а также выбор оснований и критериев для сравнения;

– классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

– обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– подведение под понятие, выведение следствий – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

– установление аналогий;

– установление связей между понятиями;

– выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи – рассуждений и доказательство – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений.

Естественно, что с любого логического приема работу начинать нельзя, так как внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом. Для того чтобы решать вопрос о принадлежности предмета к данному понятию, надо установить наличие у этого предмета системы необходимых и достаточных признаков. А это означает, что ученики к этому времени уже должны быть знакомы с понятиями необходимый признак и признак достаточный. Но эти понятия, в свою очередь, опираются на понятие существенный признак. Следовательно, учащиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные. Последние, наконец, предполагают владение понятием признак, свойство и умением выделять в предметах различные свойства. Таким образом, усвоение приема подведения под понятие предполагает усвоение целой системы других логических знаний и операций: необходимых и достаточных свойств, понимание того, чем отличается необходимое свойство от достаточного, что такое вообще свойства, каких выделять в предмете, чем отличается свойство существенное от свойства несущественного и др.Формирование логических умений доказательства, обобщения и классификации также требует последовательности систематичности.

В табл. 1, мы привели последовательность формирования логических умений, примеры формулировки задний и критерии для оценивания логический действий.

 

Формирование логических приемов должно происходить постепенно, на материале разных учебных предметов. Не останавливаясь на других приемах логического мышления, укажем, что все рассмотренные нами необходимы для полноценного усвоения изучаемых в школе предметов: действия, стоящие за этими приемами, и будут служить средством усвоения различных предметных знаний. Важно отметить и то, что на основе этих приемов можно формировать и более сложные методы логического мышления.

Кроме того, логические универсальные действия нельзя формировать с любого приема: они связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности. Особую важность для формирования логических универсальных действий приобретает тема «Основы логики», которая изучается во всех курсах информатики, начиная с начального курса, продолжается в базовом курсе и получает свое дальнейшее развитие в профильных курсах информатики и ИКТ.

Помимо логических задачи и основ математической логики необходимо особое внимание уделить изучению таких вопросов, как понятие как форма мышления, как образуются понятия, содержание и объем понятия, отношения между понятиями, определение понятия, суждение как форма мышления, умозаключение как форма мышления.

Диагностика уровня сформированности логических универсальных действий предполагает мониторинг успешности выполнения учащимися специфических заданий, позволяющих проверить степень сформированности конкретных умений и навыков. Это типовые задания, которые носят формальный характер (безотносительно содержания), поэтому могут использоваться при изучении любого предмета. Для наглядности результаты мониторинга можно оформить в виде диагностической карты уровня сформированности логических умений ученика и аналогичной карты класса. Для каждого умения составляется список диагностических работ, в таблицу записывается суммарный балл, полученный за выполнение заданий, относящихся к данному умению. Такое оформление результатов диагностики позволяет учителю ясно увидеть динамику отслеживаемых показателей, помогает определить направление дальнейшей работы. Однако, важно, чтобы данная статистика не стала основанием для репрессий, а была лишь инструментом планирования и исправления ошибок.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеева, Е. И. Критериальное оценивание в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева // Новые образовательные стандарты. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 168 с.

2. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] / Н. Н. Самылкина. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007. 172 с.

3. Субботко, А. Н. Формирование у будущего учителя системы оценочной деятельности: fвтореф. дисс. … к.п.н. Брянск: БГУ им. акад. И. Г. Петровского, 2006. 22 c.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 31 с.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.


 

Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (10.03.2014)
Просмотров: 894
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz