Суббота, 18.08.2018, 15:26
Главная
· RSS
Меню сайта
Наш опрос
Применяете ли Вы информационные технологии в своей профессиональной деятельности?
Всего ответов: 315
Статистика
 Работа секций
Главная » Статьи » 2014 » Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ РАБОЧИХ ПРОСТРАНСТВ ЕГО УЧАСТНИКОВ
Берёза Е.О., Богомолова С.С., Игнатова И.Г., Корюков И.Н
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», 
г. Зеленоград, Россия

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ РАБОЧИХ ПРОСТРАНСТВ ЕГО УЧАСТНИКОВ

В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом 3-го поколения (ФГОС-3) [3], на который все вузы России перешли с 2011 года, для оценки качества освоения основных образовательных программ используется текущая, промежуточная и итоговая государственная аттестация обучающихся.

В НИУ МИЭТ системой мониторинга текущего и промежуточного контроля результатов обучения является накопительно-балльная система (НБС). Одними из целей НБС является стимулирование повседневной систематической работы, активизация аудиторной и самостоятельной работы студентов в течение семестра, а также повышение регулярности, объективности проверки знаний студентов и увеличение ответственности преподавателя за выставленные оценки.

Основными участниками процесса контроля результатов обучения с помощью НБС являются:

  • преподаватели, которые разрабатывают конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний студентов, прописывая их в структуре и графике контрольных мероприятий (СиГКМ) по дисциплине, и проводят оценку знаний студентов в течение семестра;
  • студенты, которые в течение семестра, согласно СиГКМ, выполняют контрольные мероприятия и получают баллы за них;
  • сотрудники отела контроля и отчётности (ОКиО), которые обеспечивают контроль за составлением преподавателями СиГКМ и регулярным и своевременным проставлением баллов, анализируют успеваемость студентов в масштабах всего вуза;
  • сотрудники деканата, которые проводят мониторинг и анализ успеваемости студентов в рамках своих факультетов, и на основании полученной информации взаимодействуют с преподавателями и студентами.

В НИУ МИЭТ функционирует информационно-технологическая платформа (ИТП) поддержки учебного процесса, в рамках которой создана подсистема поддержки процессов НБС [1]. В ИТП для каждой категории пользователей (преподаватели, студенты, сотрудники ОКиО и деканатов) создано свое автоматизированное рабочее место – рабочее пространство (РП).

В рамках РП кафедры преподаватель, согласно утвержденному в вузе документу «Концепция накопительно-балльной системы оценки знаний студентов МИЭТ», по всем своим дисциплинам с помощью специального модуля системы (рис.1) имеет возможность быстрого и удобного создания СиГКМ [2].


Рис.1. Интерфейс модуля по работе со СиГКМ

СиГКМ содержит понедельный список контрольных мероприятий, проводимых у студентов в течение семестра. Для каждого контрольного мероприятия преподаватель определяет следующие параметры (рис. 2):

  • неделя проведения;
  • название (например, название темы, по которой проводится контрольное мероприятие);
  • тип контрольного мероприятия (например, домашнее задание, лабораторная работа, тест и т.д.);
  • диапазон баллов от минимального до максимального балла, в котором значение минимального балла соответствует оценке 3 из 5-балльной системы, а значение максимального балла – оценке 5;
  • список информационных ресурсов (ИР), необходимых студенту для выполнения контрольного мероприятия. В качестве ИР может быть прикреплен файл, электронный тест или ссылка на внешний ИР из сети Интернет.

Рис.2. Создание контрольного мероприятия в системе

При добавлении каждого контрольного мероприятия осуществляется автоматический подсчет итоговой суммы баллов в семестре, а также производится формальная проверка правильности заполнения СиГКМ (сумма максимальных и минимальных баллов за все контрольные мероприятия по дисциплине в семестре должна быть равна 100 и 50 баллов соответственно).

Созданная преподавателем в своем РП СиГКМ утверждается кафедрой и после этого автоматически становится доступна для проверки сотрудниками ОКиО в их рабочем пространстве. Для автоматизации данной работы в РП ОКиО созданы сервисы (рис. 3) по формированию отчетов о количестве созданных/ не созданных СиГКМ по дисциплинам всех кафедр вуза, а также о количестве СиГКМ, не удовлетворяющих концепции НБС вуза. Все корректно-составленные и проверенные сотрудниками ОКиО СиГКМ автоматически становятся доступны студентам в их РП.


Рис.3. Отчет по СиГКМ

Таким образом, создание СиГКМ в рамках РП ИТП позволяет значительно повысить эффективность данной работы, путем уменьшения трудозатрат и сроков по её созданию преподавателем, утверждению кафедрой и проверке со стороны ОКиО, а также автоматическому доведению до студентов.

На основе созданной СиГКМ, в модуле по работе с успеваемостью студентов для преподавателя автоматически формируются электронные журналы учебных дисциплин (рис. 4) [2]. Преподаватель после проведения каждого контрольного мероприятия проставляет в журнал баллы студентов за них, которые автоматически становятся доступны ОКиО, деканатам и студентам в их рабочих пространствах. Студент, выполнив контрольное мероприятие на положительную оценку, может получить балл только из данного диапазона. Студенты, не выполнившие контрольное мероприятие на положительную оценку, либо не приступившие к выполнению контрольного мероприятия, получают в журнале 0 баллов, либо «н» соответственно.


Рис. 4. Интерфейс электронного журнала учебной дисциплины

У сотрудников ОКиО в их РП также имеются инструменты для поддержки контроля периодичности заполнения электронных журналов учебных дисциплин (рис. 5).


Рис. 5. Отчет о заполненных (зеленый)/ не заполненных (красный) журналах учебных дисциплин кафедры

Также для ОКиО и деканатов с помощью РП ИТП осуществляется поддержка процессов мониторинга, анализа и контроля успеваемости студентов в течение семестра. Система позволяет формировать множество отчетов по результатам текущей успеваемости студентов в различных разрезах и с различной степенью детализации. Так система в разрезе факультетов позволяет отображать информацию о его студентах-должниках с указанием количества их долгов (рис. 6).


Рис. 6. Отчет по студентам-должникам в разрезе факультета

Имеется возможность отображения агрегированной информации о количество долгов студентов в рамках всего факультета (рис. 7)


Рис. 7. Интегральный отчет по студентам-должникам в разрезе факультета

Отчеты в разрезах кафедр и их дисциплин позволяют проанализировать успеваемость студентов не только для ОКиО и деканатов, но и самим кафедрам (рис. 8). Также в системе имеются и совсем детальные отчеты, в разрезе конкретных дисциплин и конкретных студенческих групп.


Рис. 8. Отчет по студентам-должникам в разрезе кафедр и дисциплин

Данные отчеты позволяют деканатам и ОКиО всегда иметь актуальную информацию по ситуации на факультете и в вузе в целом и оперативно реагировать на различные обстоятельства и принимать правильные управленческие решения.

Также, в соответствии с ФГОС-3 (требующим предоставлять студентам необходимые для обучения ресурсы), в рамках ИТП свое рабочее пространство имеют и студенты. В нем по всем дисциплинам их учебного плана им отображаются текущие суммарные баллы, а также баллы за конкретные контрольные мероприятия (рис. 9). Это повышает прозрачность образовательного процесса и мотивирует студентов к самостоятельной работе в течение семестра.


Рис.9. Интерфейс отображения баллов в рабочем пространстве студентов

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богомолова, С.С. Разработка сервиса по учету успеваемости студентов в ВУЗе в соответствии с ФГОС-3 // Тезисы 6-ой Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатизации в науке, образовании и экономике - 2013». М.: РИО МИЭТ, 2013.
  2. Масюта, Н.Р. Разработка программного модуля корпоративно-информационной платформы МИЭТ по учету преподавателем результатов обучения студентов в рамках накопительной балльной системы: // Тезисы 6-ой Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатизации в науке, образовании и экономике - 2013». М.: РИО МИЭТ, 2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (макет) [Электронный ресурс]. URL: http://cme.donstu.ru/index.php?action=pages&id=104 (Дата обращения 4.02.2014).

Категория: Инновационные технологии оценивания эффективности использования ИКТ в образовании и качества подгото | Добавил: grebnevaDM (08.02.2014)
Просмотров: 617
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright E. I. © 2018
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Научное Агентство ВАКИЗДАТ
  • журнал "Школа будущего"
  • Бесплатный хостинг uCoz